От ФНС до Минюста: какие штрафы грозят за несдачу отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «От ФНС до Минюста: какие штрафы грозят за несдачу отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Штраф за несдачу 6-НДФЛ

Вид наказания Последствия Основание
Штраф для организации 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц от 300 до 500 рублей ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней п. 3.2 ст. 76 НК

Штрафы за несдачу бухгалтерской отчётности

Вид наказания Последствия Основание
Штрафы для организации Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей п. 1 ст. 126 НК
ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ ст. 15.6 КоАП
ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590;
письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309;
письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285

Какой срок давности привлечения к ответственности

Налоговики вправе привлекать предприятие к ответственности только в течение 3 лет после нарушения правила представления отчетности.

Момент, с какой даты считать срок давности по штрафам за несвоевременную сдачу отчетности, определяется двумя способами:

  • со времени, следующего за окончанием периода, в котором совершено нарушение;
  • с даты события.

В ст. 46 НК РФ говорится о том, в какой срок выставят штраф после сдачи декларации, если компания не произвела уплату добровольно.

Налоговики могут:

  • не позже 2 месяцев после окончания периода для выполнения требования на уплату вынести решение о взыскании и выставить инкассо;
  • при пропуске момента для бесспорного взыскания обратиться в суд с иском, на подачу которого отводится 6 месяцев.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Читайте также:  Ответственность за самовольное подключение к газу

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

Читайте также:  Штраф за просроченный паспорт в 2023 - размер, способ оплаты, последствия

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Очень важно помнить, что штрафы организациям, допустившим ошибку в оформлении справки 2-НДФЛ, не начисляются.

Согласно ст. №81 НК РФ те налоговые агенты, которые самостоятельно смогли осуществить перерасчет и перечислить все требуемые налоги в бюджет, не подвергаются штрафным санкциям.

Им достаточно просто подать «уточненную» 2-НДФЛ с внесенными в неё изменениями. Если по каким-то причинам организация не смогла представить справку вовремя, то также можно оформить «уточненную» 2-НДФЛ.

При этом необходимо уплатить все причитающиеся налоги и пени по ним. Это даст возможность избежать наложения штрафов.

К сожалению, сотрудники Минфина зачастую не согласны с тем, что штраф будет отсутствовать. Все зависит от налоговой службы, перед которой отчитывается налоговый агент.

Важно помнить о том, что наличие «уточненных» справок рассматриваемого типа облегчает налоговикам-аудиторам проведение различного рода проверок.

Так как они будут в первую очередь обращать внимание на тех работников, по которым данные поданы небыли или были поданы неверно.

Поэтому при возникновении необходимости пересдачи справки НДФЛ следует перепроверить всю бухгалтерскую отчетность. Конечно же, лучше просто не нарушать закон.

И тогда искать в нем лазейки не потребуется. Таким образом, можно сэкономить большое количество времени, а также денег.

Ответственность за невыдачу справки

Работодатель обязан выдать справку сотруднику на руки в день его увольнения с работы. Но если работник продолжает работать, то в этом случае налоговым кодексом не предусмотрены сроки выдачи данной справки. Но трудовой кодекс все-таки оговаривает сроки выдачи документа работнику, если от него поступило заявление. Это должно занимать не более 3-х дней со дня приема заявления.

Налоговая не вправе наказывать работодателя за несвоевременно выданную справку. А вот трудовая инспекция как раз имеет полномочия привлечь к административной ответственности работодателя. Для этого работнику необходимо обратиться с заявлением в трудовую инспекцию за защитой своих прав.

В некоторых организациях бухгалтерия практически сразу после отчетного периода самостоятельно выдает своим сотрудникам данные документы. Работник вправе сам далее распоряжаться ею по своему усмотрению. А другие практикуют хранение данных документов в архиве предприятия и выдают работникам на руки их только после обращения работника с заявлением о выдаче справки 2-НДФЛ.

Какой срок давности привлечения к ответственности

Налоговики вправе привлекать предприятие к ответственности только в течение 3 лет после нарушения правила представления отчетности.

Момент, с какой даты считать срок давности по штрафам за несвоевременную сдачу отчетности, определяется двумя способами:

  • со времени, следующего за окончанием периода, в котором совершено нарушение;
  • с даты события.

В ст. 46 НК РФ говорится о том, в какой срок выставят штраф после сдачи декларации, если компания не произвела уплату добровольно.

Налоговики могут:

  • не позже 2 месяцев после окончания периода для выполнения требования на уплату вынести решение о взыскании и выставить инкассо;
  • при пропуске момента для бесспорного взыскания обратиться в суд с иском, на подачу которого отводится 6 месяцев.

За непредставление справки 2-НДФЛ налогового агента накажут на 200 руб. за каждый неподанный документ. Если же налоговики найдут ошибку в представленном формуляре, налогового агента ожидает штраф в размере 500 руб. за каждый документ с недостоверными сведениями.

Как известно, все налоговые агенты по НДФЛ обязаны предоставлять в ИФНС по месту регистрации справки по форме 2-НДФЛ. Налоговым периодом в данном случае считается календарный год, и справка предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, что отражено в ст. 216 НК РФ и в п.2, ст. 230 НК РФ. Если же данная организация выплатила в отчетном периоде доходы своим контрагентам физлицам, и НДФЛ с этих доходов не был удержан, то справку 2-НДФЛ следует предоставить еще раньше, до 1 марта следующего за отчетным периодом года. Об этом говорится в п.5, ст. 226 НК РФ. О доходах и о том факте, что налог с них еще не выплачен, следует уведомлять не только органы ФНС, но и физическое лицо получателя дохода.

Читайте также:  Отмена 4-ФСС с 2023 года: новая форма отчёта в единый социальный фонд

Таблица новых сроков сдачи 2-НДФЛ в 2020 году

Вид справки Срок сдачи
2-НДФЛ на физлиц, которым в отчетном периоде выплачивали доходы, но не удержали НДФЛ Не позже 2 марта
2-НДФЛ на физлиц, которым в отчетном периоде выплачивали доходы Не позже 2 марта

Аббревиатура НДФЛ расшифровывается довольно просто – налог на доходы с физических лиц. То есть из справки, оформленной по форме 2-НДФЛ, можно узнать всю информацию о доходах конкретного физического лица.
Типовая справка обязательно должна содержать следующие разделы:

  • полную информацию о работодателе, являющимся налоговым агентом (все реквизиты, официальное наименование);
  • все данные касательно работника (фамилия, имя и отчество, а также иные данные, необходимые для отчетности);
  • доход, облагаемый ставкой, величина которой составляет 13% (подоходный налог);
  • различного рода вычеты, маркируемые соответствующим цифровым кодом;
  • вся сумма получаемых физическим лицом доходов, на которые составляет справка.

Что расценивают как непредставление отчета?

Непредставлением отчета будет считаться его:

  • несдача работодателем при наличии такой обязанности, в т. ч. непредставление отдельных отчетов по обособленным подразделениям>;
  • сдача позже установленного срока.

В отношении 6-НДФЛ нарушениями (не расцениваемыми как непредставление) будут считаться также:

  • Включение в отчет недостоверных сведений. Ответственность за него наступит, если отчитывающееся лицо не исправит отчет до выявления этой ошибки налоговым органом (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).
  • Нарушение способа представления отчета. Сдать его на бумаге могут только те работодатели, число работников у которых меньше 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ). Остальные должны отчитываться электронно.

Санкции за несдачу отчета

Штраф за 6-НДФЛ, несданную или представленную с опозданием, определяется по правилам п. 1.2 ст. 126 НК РФ. Его текст предписывает начисление штрафа в сумме 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц, отсчитываемый от последнего дня срока сдачи.

Однако если задержка превысит 10 рабочих дней, нарушителя могут еще и лишить возможности пользоваться расчетным счетом (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

За недостоверность включенных в расчет данных подателя отчета оштрафуют на 500 руб. в отношении одного отчета с такими данными (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

Нарушение способа подачи отчета приведет к штрафу в сумме 200 руб. за каждый такой отчет (ст. 119.1 НК РФ).

Кроме того, возможно применение административных санкций к должностным лицам работодателя-организации. Их величина составит от 300 до 500 руб. на одно лицо (ст. 15.6 КоАП РФ).

Если сведения неверны

Бывает, что компания пытается укрыть часть доходов своих работников, чтобы сэкономить деньги, и поэтому посылает в налоговую службу заведомо ложную информацию. За каждую неправильную справку 2-НДФЛ придется заплатить 500 рублей. Но такой штраф не нужно будет уплачивать в том случае, если налоговый агент все недостоверные сведения заметил сам и провел необходимую корректировку еще до того, как контролирующий орган провел собственную проверку.

Налоговому агенту стоит также иметь в виду, что налоговики могут считать ошибками не только неточные данные по цифрам, но и другую информацию, например адрес сотрудника или контактный телефон. Штрафы берутся за самые разные ошибки, перечень которых ни в каком нормативном документе не уточнен. Если в справке есть сокращенные слова или устаревшая информация, то к ним сотрудники налоговой инспекции тоже смогут легко придраться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *