Что грозит за административное правонарушение?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит за административное правонарушение?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Следует знать, что длящееся правонарушение по КоАП не имеет определения как такового. Тем не менее именно его трактовка играет решающую роль при назначении наказания административного характера за конкретные правонарушения, которые суд может признать длящимися. В соответствии с информацией пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О вопросах, появляющихся у судов при использовании Кодекса РФ об административных правонарушениях», необходимо отметить, что длящимся признается такое правонарушение административного типа (бездействие или действие), которое в первую очередь выражено в непрекращающемся длительном неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Примеры длящихся правонарушений

Существует следующая ситуация: Росаккредитация прилагала все силы для привлечения клиента к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.47 («Нарушение правил исполнения работ по сертификации или выдача сертификата соответствия при условии нарушения требований законодательства касательно технического регулирования») и частью 3 статьи 14.47 («Необоснованная выдача учреждением по сертификации или отказ выдать сертификат соответствия или необоснованное прекращение или приостановление действия сертификата соответствия») КоАП РФ за предусмотренные данными статьями правонарушения, которые совершались более чем за один год до момента формирования протоколов касательно осуществления этих правонарушений.

Стоит отметить, что по части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление, связанное с делом о правонарушении административного характера, за нарушение действующего закона касательно технического регулирования не выносится после того, как истек один год со дня осуществления правонарушения административного плана. В нашем случае клиент обеспечил выдачу сертификата с нарушением закона о техническом регулировании 08.02.2014 г., а протокол по теме административного правонарушения был сформирован 10.04.2015 г.

Таким образом, опираясь на абзац 4 части 3 статьи 23.1 КоАП, можно сказать, что дела, связанные с административными правонарушениями, которые предусмотрены статьей 14.47 КоАП и совершаются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в настоящее время изучаются судьями арбитражных судебных органов. Именно поэтому Росаккредитация подала заявление в арбитражные судебные органы о привлечении клиента к ответственности административного характера в соответствии с частью 3 статьи 14.47 КоАП РФ. Если судить ситуацию с точки зрения возражения против принятия требований Росаккредитации, можно ссылаться на следующий перечень обстоятельств:

  1. Период давности привлечения к ответственности административного значения исчисляется в соответствии с правилами по исчислению сроков, носящих общий характер. Иными словами, со дня, который следует за днем осуществления правонарушения административного характера. Названное положение можно подкрепить статьей 4.5 КоАП РФ.
  2. Не длящееся административное правонарушение является оконченным тогда, когда в результате бездействия или разрушающего действия со стороны правонарушителя имеются все признаки правонарушения административного плана и его состава, предусмотренные действующим на территории РФ законодательством.
  3. Объективный аспект правонарушения, ответственность за которое предусматривается частью 3 статьи 14.47 КоАП, формирует действия структуры, которая занимается сертификацией по выдаче документа соответствия в плане нарушения правил, установленных законом.
  4. В соответствии с актуальными положениями части 3 той же статьи днем осуществления структурой по сертификации противоположного действия служит день выдачи сертификата на необоснованных основаниях (иными словами, при условии нарушения актуальных требований регламентов технического значения).
  5. В соответствии с частью первой статьи 4.5 КоАП постановление, связанное с делом о не длящемся административном правонарушении, за игнорирование действующего законодательства касательно технического регулирования не может быть вынесено, если истек один год с момента совершения правонарушения административного характера.
  6. При выдаче сертификата при условии нарушения действующего закона о регулировании в техническом плане началось течение периода давности привлечения к ответственности административной природы, который определен частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ о правонарушениях административного характера для этой категории дел. Значит, на момент формирования соответствующего протокола срок уже истек.

Ответ Росаккредитации

Росаккредитация придерживалась мнения, что период для привлечения к административной ответственности при длящемся правонарушении лица не является истекшим. Структура настаивала на том, что правонарушение носит длящийся характер. Ее позицию подкреплял целый перечень обстоятельств:

  1. Правонарушение, которое предусматривается статьей 14.47 КоАП – длящееся, потому что именно эту позицию закрепил Верховный Суд РФ.
  2. Речь идет о длящемся правонарушении (КоАП часть 1 статья 14.47), так как ответчик на протяжении продолжительного периода времени не выполняет или выполняет ненадлежащим образом обязанность, связанную с поддержанием реализации работ по сертификации по правилам без нарушения действующих требований законодательства. Стоит дополнить, что данная обязанность является законодательно установленной.
  3. Ответчик ежедневно совершал действия, корреспондирующие непрекращающемуся длительному неисполнению обязанностей, которые были возложены на него, не прекращая при этом действие сертификата по соответствию, который был выдан с нарушением действующего законодательства. Значит, данное правонарушение – длящееся по КоАП РФ (часть 1 статьи 14.47).

Обнаружение, прекращение и окончание правонарушения

Мы подробно разобрали понятие длящегося административного правонарушения и соответствующий пример. Для того чтобы полноценно уяснить сущность данного термина, следует определить сроки его начала, окончания, обнаружения и прекращения. Так, началом нарушения длящегося характера считают бездействие или действие, которое имеет в своей основе неосторожность или умысел. Иными словами, это день обнаружения длящегося административного правонарушения. Целесообразно брать в учет конструкции и особенности административных составов, где закрепление большей части признаков актуально не в охранительных нормативах КоАП, а в нормативах права регулятивного типа, относящихся к разным отраслям действующего на территории РФ законодательства. По данной причине весьма аргументированной можно считать позицию, когда срок как квалифицированный признак правонарушения рассматривают в качестве установления календарной даты законодателем (не позднее двадцатого числа следующего календарного месяца, до 15 числа календарного месяца, который следует за месяцем отгрузки товарной продукции, и так далее) или промежутка времени, который позволяет выявить такую дату (не позднее сорока дней со дня осуществления операции, в течение пятидесяти дней и так далее).

О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

21 июля 2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 июня 2022 г. № 3

О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Обсудив результаты обобщения судебной практики применения норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что правильное применение норм Общей части КоАП является важным средством обеспечения защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц, а также предупреждения административных правонарушений.

Необходимо иметь в виду, что привлечение к административной ответственности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица (далее, если не предусмотрено иное, – лицо) должно основываться на принципах законности, справедливости, гуманизма, равенства перед законом, а также виновной ответственности физических лиц (часть 3 статьи 1.2 КоАП). Административное взыскание может налагаться при отсутствии достаточных оснований для применения профилактических мер воздействия и должно быть соразмерным характеру и степени общественной вредности административного правонарушения, соответствовать целям административной ответственности.

2. Судам строго соблюдать положения статьи 1.9 КоАП о действии во времени акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение. При этом иметь в виду, что такой акт законодательства распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено (полностью или частично).

Противоправность деяния может устраняться не только внесением изменений в КоАП, но и в результате изменения или отмены иных нормативных правовых актов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

К улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение, могут относиться содержащиеся во вновь принятом акте законодательства предписания, которые предусматривают, например, смягчение оснований и условий освобождения от административной ответственности, сокращение сроков наложения административного взыскания и т.п.

3. Разъяснить судам, что административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает, когда лицо приступило к выполнению объективной стороны правонарушения, но не довело свои действия до конца по независящим от него обстоятельствам и только в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП.

В описательной части постановления по делу об административном правонарушении надлежит указывать обстоятельства, вследствие которых административное правонарушение не было доведено до конца. При этом ссылка на пункт 11 части 1 статьи 1.10, часть 3 статьи 2.1 КоАП в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении не требуется.

4. Судам иметь в виду, что правильное отнесение административного правонарушения к одной из категорий, предусмотренных статьей 2.2 КоАП, имеет важное значение для определения наличия оснований для освобождения от административной ответственности, соблюдения принципов КоАП при наложении административных взысканий, решения иных вопросов, связанных с административной ответственностью.

Если в санкции предусмотрено административное взыскание только в виде штрафа, исчисляемого в базовых величинах, то отнесение административных правонарушений к административному проступку или значительному административному правонарушению зависит от указанных в санкции размеров штрафа (части 2 и 3 статьи 2.2 КоАП).

В случае, когда в санкции наряду со штрафом, в том числе исчисляемом в процентном или кратном размере, предусмотрены иные виды административных взысканий, для целей отнесения административного правонарушения к значительному или грубому следует исходить из наиболее строгого административного взыскания, указанного в санкции.

Следует учитывать, что к грубым административным правонарушениям в соответствии с частью 4 статьи 2.2 КоАП отнесены и административные правонарушения, повторное совершение которых (независимо от вида предусмотренных за их совершение административных взысканий) влечет уголовную ответственность.

5. При рассмотрении дела о совершении лицом нескольких административных правонарушений судам в строгом соответствии со статьей 2.4 КоАП необходимо устанавливать, имеет ли место повторность административных правонарушений либо их совокупность.

Обратить внимание судов, что повторность административных правонарушений имеет место лишь в случаях, когда лицом совершено два или более административных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей Особенной части КоАП либо одной и той же частью, когда статья состоит из нескольких частей (часть 1 статьи 2.4 КоАП).

Определяя наличие либо отсутствие повторности административных правонарушений, в том числе в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 7.3 КоАП), следует исходить из требований части 2 статьи 2.4 КоАП.

Читайте также:  Заявление в управляющую компанию о предоставлении информации

При решении вопроса об ответственности лица за административное правонарушение по предусмотренному статьями Особенной части КоАП квалифицирующему признаку его совершения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение необходимо иметь в виду, что истечение ко времени совершения данного правонарушения сроков, установленных статьями 4.9, 9.6 КоАП, не имеет правового значения.

6. Судам иметь в виду, что необходимым условием наличия совокупности административных правонарушений является совершение двух или более правонарушений, предусмотренных как различными статьями, так и различными частями одной статьи Особенной части КоАП, когда ни за одно из них лицо не было привлечено к административной ответственности (часть 3 статьи 2.4 КоАП).

Если административная ответственность предусмотрена как общей, так и специальной нормой, совокупность правонарушений отсутствует и ответственность наступает по специальной норме (часть 4 статьи 2.4 КоАП).

7. Обратить внимание судов, что длящееся административное правонарушение выражается в действии или бездействии, связанных с непрерывным в течение определенного периода времени невыполнением обязанностей, возложенных на лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания (статья 2.5 КоАП).

Ваши права при уплате штрафов

86% из них в качестве наказания заплатили дополнительно к неуплаченному штрафу еще один — в двойном размере. Меньше 1% отделались предупреждением, а остальные получили либо административный арест, либо обязательные работы.

Административный штраф могут назначить за превышение скорости, мелкую кражу в магазине или ненадетую маску. Это не уголовное наказание, но размеры штрафов бывают очень серьезными.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Чтобы не пришлось платить лишнего, используйте законные права при назначении и уплате штрафов. Их можно уменьшить, отсрочить и даже отменить. Короткая справка — в таблице со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, вдруг пригодится.

Здесь речь только об административных штрафах для людей. Про уголовные штрафы и штрафы для предпринимателей — в другой раз.

Восстановить срок для уплаты автоштрафа со скидкой

Как это работает. Иногда письма из ГИБДД с сообщениями о штрафах запаздывают. Чтобы не лишать людей скидки на уплату автоштрафа, в законе предусмотрели возможность продлевать льготный срок. Получив письмо, проверьте, прошло 20 дней со дня вынесения постановления или нет. Если уже прошло, подавайте ходатайство о восстановлении срока для уплаты штрафа со скидкой.

Ходатайство надо отправить инспектору ГИБДД или судье, который наложил штраф. Для отправки ходатайства можете воспользоваться шаблоном. Результаты рассмотрения ходатайства тоже пришлют письмом.

Чтобы не волноваться о сроках уплаты штрафа со скидкой, их можно проверять онлайн. Сервисы для этого есть, например, у Тинькофф-банка, на госуслугах и на сайте ГИБДД.

Отменить штраф, если нарушение предотвратило больший вред

Как это работает. Закон не считает правонарушением ситуации крайней необходимости. Это когда вред был причинен для устранения опасности, угрожающей самому человеку, другим людям, животным, окружающей среде.

Должны одновременно выполняться три условия:

Была крайняя необходимость: водитель совершил опасный маневр, чтобы уйти от лобового столкновения, из-за чего задел другую машину.

Постановление ВС РФ № 32-АД 16-3 PDF, 697 КБ

Не было крайней необходимости: нетрезвый мужчина сел за руль, чтобы отвезти в больницу жену, у которой начались схватки.

Интересно, что понятия необходимой обороны в КоАП нет. А вот побои — есть: это многократные удары, которые причинили человеку физическую боль, но при этом не причинили вреда здоровью. Если два человека подрались, того, кто защищался, могут освободить от ответственности, признав крайнюю необходимость.

В качестве примера — жизненная история про собаку, веник и драку двух соседок. Одна женщина подметала мусор в коридоре. Мимо шел соседский мальчик с собакой. Собака наступила на веник, все поругались. Вышла мама мальчика, отобрала веник и стала бить им соседку, которая подметала мусор. Та тоже пару раз ударила обидчицу. В итоге мама мальчика подала заявление о побоях. Рассматривая дело, суд сравнил количество ссадин на руках женщин, изучил их показания и вынес решение: первая женщина действовала в состоянии крайней необходимости, так как была вынуждена защищаться.

Если окажетесь когда-нибудь в ситуации крайней необходимости, указывайте это в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и просите его отменить.

Срок давности по административным правонарушениям

Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП, срок давности – 2 месяца. Когда решение о привлечении к ответственности выносит судья, срок увеличивается до 3-х месяцев. Категория правонарушений, у которой есть особенности в выявлении и доказывании, имеет иной срок давности. Привлечение к ответственности за такие правонарушения может происходить в течение года. За коррупционные правонарушения лицо привлекается к ответственности в течение 6-ти лет со дня их совершения.

Замечание 4

Для правонарушений длящегося характера срок давности определяется днем обнаружения нарушения.

Течение срока давности может быть приостановлено. Это возможно в том случае, если необходимо передать дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Пример 5

Гражданин А нарушил правила дорожного движения не в районе или области проживания. Он имеет право на рассмотрение материалов дела в суде по месту жительства. Время, затраченное на пересылку документов из одного суда в другой, не входит в сроки давности привлечения к административной ответственности.

Читайте также:  Льготы для сотрудников МВД в 2023 году

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Определение правонарушения

Следует знать, что длящееся правонарушение по КоАП не имеет определения как такового. Тем не менее именно его трактовка играет решающую роль при назначении наказания административного характера за конкретные правонарушения, которые суд может признать длящимися. В соответствии с информацией пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О вопросах, появляющихся у судов при использовании Кодекса РФ об административных правонарушениях», необходимо отметить, что длящимся признается такое правонарушение административного типа (бездействие или действие), которое в первую очередь выражено в непрекращающемся длительном неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Так как законом РФ не дается определения длящегося административного правонарушения, а Постановлением Пленума ВС РФ дается достаточно размытое определение данной разновидности правонарушения, судебные органы трактуют изучаемый термин по-разному. В любом случае это приводит к возникновению существенного числа постановлений суда, о чем было сказано выше. Необходимо знать, что задача данных постановлений – исправление ошибок в толковании нормативов соответствующего закона нижестоящими судебными органами.

Какие существуют сроки исковой давности по административным нарушениям

В каждой законодательной отрасли определены свои сроки давности, которые регламентируются конкретным законодательным документом. Так, например, срок исковой давности по гражданским делам определяется ст. 195-208 Гражданского кодекса РФ, а сроки исковой давности по административным правонарушениям устанавливаются ст. 4.5-4.6 КоАП РФ.

Отметим, что по отношению к административным нарушениям применимо понятие давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с законодательной базой определяется следующая давность привлечения виновного в правонарушении лица к административной ответственности:

  1. Постановления по делам об административном правонарушении могут быть вынесены только по истечении 2 месяцев (по делам, рассматриваемым судом, определен срок — 3 месяца) с момента совершения правонарушения.
  2. Постановления по делам о нарушении законодательства РФ (о защите детей, авторском праве, об охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие) выносятся по истечении срока давности – 1 год с момента совершения правонарушения.
  3. В случае совершения административного правонарушения, повлекшего наказание в виде дисквалификации, виновный может быть привлечен к ответственности не позднее 1 года с момента совершения противоправного деяния, при длящемся правонарушении – не позднее 1 года с момента его выявления.
  4. За нарушение Таможенного законодательства РФ и ряд других правонарушений виновное в совершении противоправного действия лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 2-х лет, нарушение закона о противодействии коррупции и ряд других правонарушений предполагает срок исковой давности – 6 лет.
  5. При обнаружении нарушения закона об использовании запрещенных препаратов исковая давность дела начинается со дня подтверждения факта применения запрещенного препарата Общероссийской Антидопинговой Организацией.
  6. Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение при обнаружении признаков административного нарушения предполагает начало исчисления срока исковой давности с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть вопрос, связанный с административными правонарушениями касаемо штрафов за нарушения Правил дорожного движения (ПДД). Сроки исковой давности в этих случаях составляют 12 месяцев с момента обнаружения нарушения. Полученную квитанцию из ГИБДД о штрафе водитель вправе обжаловать в 10-тидневный срок, в противном случае штраф должен быть уплачен в полном размере с предоставлением квитанции об оплате в орган, которым было вынесено постановление.

Состав и виды административного правонарушения

Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.

Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.

Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:

  1. против прав граждан;
  2. против здоровья населения;
  3. против собственности;
  4. против общественной нравственности;
  5. нарушающие ПДД и другие.

Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.

Понятие места совершения правонарушения

Определение 1
Место совершения административного правонарушения – часть пространства с которым связано протекание опасного для социума деяния, определяемого административным законодательством как правонарушение.

В зависимости от характера и вида правонарушения местом его совершения может быть:

  • географическая точка, где было совершен деликт, характеризуемые КоАП РФ или региональным законодательством как административное правонарушение;
  • в случае длящегося административного деликта – место пресечения правонарушения;
  • если способ совершения правонарушения – бездействие, — часть пространства, где должны быть выполнены определенные обязанности или совершены предписываемые действия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *