Кто ведет учет шин и аккумуляторов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто ведет учет шин и аккумуляторов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Карточку открывают в единственном экземпляре на каждую шину, установленную на автомобиль. Этим занимается техслужба автотранспортного отдела компании. Документ ведут с момента установки шины до выхода ее из строя.

В карточке отмечают каждую шину, закрепленную за автомобилем или прицепом и шоферами, которые на них работают. Учет ведется по наименованию положения колес (в карточке обозначены шифром), компании-производителю, датам и т.д.

Сотрудник, отвечающий за ведение карточки, должен описать техническое состояние шины (дефекты, размер повреждений). Для объектов, которые были в эксплуатации, нужно указать в документе их бывший пробег. Фактический пробег по каждой шине следует вносить ежемесячно.

К сведению! Если шина подверглась ремонту, то запись данных о ней продолжается в карточке.

Если водитель во время работы поменял неисправную шину на запасную, то об этом он должен уведомить ответственного за учет шин работника. Все данные о новой шине он укажет в карточке.

При пригодности шин они не должны сдаваться на утилизацию или восстановление. Если объекты были сняты с эксплуатации, то все сведения надо отметить в карточке: пробег, день демонтажа, основания для снятия шины, остаточную высоту рисунка протектора и т.д. Шины, которые поступили после восстановления, вносят в новые карточки.

Если шины поступили после углубления рисунка протектора нарезкой, то их пробег будет отсчитываться с нуля в прежней карточке. В случае обезличенной нарезки требуется открыть на них новую карточку учета.

Внимание! Закрывать карточку следует после списания шин на утилизацию. Нужно будет указать заключение комиссии.

Нормы эксплуатационного пробега

Нормы эксплуатационного пробега шин определяются в зависимости от характеристик шины и условий эксплуатации в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (в соответствии с информационным письмом Минтранса РФ от 07.12.2006 №0132-05/394 руководящий документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов). Согласно п. 3.3 руководящего документа норма эксплуатационного пробега шины рассчитывается путем умножения среднестатистического пробега шины на ряд поправочных коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации и условий работы транспортного средства. Вместе с тем существуют ограничения: норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от ее среднестатистического пробега.

Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки

После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.

Обращаясь все к тому же Приказу Минфина РФ № 52н, следует напомнить, что для данных целей предусмотрены типовые бланки. Стандартно это форма по ОКУД 0504230 (акт о списании мат. запасов), а также 0504210 (ведомость выдачи мат. ценностей для потребностей учреждения). Помимо них используются накладные (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).

Руководствуясь Инструкцией № 147н, бюджетники отображают ключевые операции:

  1. ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 (ДТ 0 109 хх 272 КТ 36 440) – передача автошин для установки на ТС.
  2. Заб. сч. 09 – принятие установленных деталей на забаланс.

Заб. сч. 09 можно дополнять субсч. 09-1 («Автошины летние») и, соответственно, 09-2 («Автошины зимние»). Учет сезонных автошин можно вести без применения заб. сч. 09, фиксируя всю информацию в учетной документации. Следует иметь в виду, что замена автошин по причине их износа либо в связи с наступившим новым сезоном отображается также согласно нормам, закрепленным в учетной политике бюджетников.

Особенности организации учета автошин.

Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).

Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС[1].

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

Особенности учета автомобильных шин

Если компания часто использует в своей деятельности ТС, то при покупке авто нужно учитывать не только машину, но и шины к ней. Учет ведется относительно каждой операции: прибытие, выбытие, переустановка и прочее. Записи в коммерческих и бюджетных учреждениях будут разными.

Вопрос: Как отражается в учете автотранспортной организации продажа изношенных шин, снятых с автомобилей и не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановлению?
Изношенные шины проданы шиномонтажному заводу как сырье для переработки по прейскурантным ценам: за 3 600 руб. (в том числе НДС 600 руб.). Плата за них поступила в месяце продажи. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ

Предприятия обязательно должны осуществлять учет расходных материалов, нужных для эксплуатации авто. Одно из направлений учета – контроль над движением шин. Карточка учета фиксирует поступление, эксплуатацию и выбытие запчастей. В ней нужно отразить сведения о каждой единице элементов. Прописывается, за каким ТС закреплена часть. Осуществляется ежемесячный контроль над эксплуатацией. Для этого проставляются отметки о пробеге авто. Эти отметки позволяют отслеживать техническое состояние элементов. Исходя из этого устанавливается, можно ли эксплуатировать запчасти дальше.

Карточка заполняется назначенным лицом. Вся информация заносится на базе решений экспертной комиссии. Состав последней устанавливает руководитель предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Обязательно ли заводить карточку? Да, это обязательное требование для всех предприятий. Карточки могут не заводить только те, кто перевозят грузы или пассажиров для личных нужд.

Особенности учета шин

Учитывают автошины в зависимости от условий их приобретения:

вместе с автомобилем (и тогда их стоимость включена в цену ОС);

или отдельно от него (в этом случае они выступают самостоятельными объектами учета ТМЦ).

Автошины – самые изнашивающиеся комплектующие ТС. Их замена необходима при износе, повреждении и смене сезона. В процессе работы автомобиля компания меняет покрышки, а при необходимости осуществляет полную замену изношенных шин. Нормы эксплуатационного пробега для шин устанавливает завод-изготовитель (письмо Минтранса РФ от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш).

Опираясь на параметры (марка, модель, размер), выстраивают раздельный учет шин в бухгалтерском учете: новых, сезонных, восстановленных.

Для обобщения сведений по ним применяют счет 10 субсчет «Запчасти», где генерируется складская информация о наличии и движении резервных и эксплуатируемых шин. Переданные под отчет ответственному лицу (обычно механику гаража) шины, учитываются также на сч. 10, но отдельно от складского наличия, а как актив, за который отвечает ответственный сотрудник.

Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки

После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.

Обращаясь все к тому же Приказу Минфина РФ № 52н, следует напомнить, что для данных целей предусмотрены типовые бланки. Стандартно это форма по ОКУД 0504230 (акт о списании мат. запасов), а также 0504210 (ведомость выдачи мат. ценностей для потребностей учреждения). Помимо них используются накладные (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).

Руководствуясь Инструкцией № 147н, бюджетники отображают ключевые операции:

  1. ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 (ДТ 0 109 хх 272 КТ 36 440) – передача автошин для установки на ТС.
  2. Заб. сч. 09 – принятие установленных деталей на забаланс.
Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Заб. сч. 09 можно дополнять субсч. 09-1 («Автошины летние») и, соответственно, 09-2 («Автошины зимние»). Учет сезонных автошин можно вести без применения заб. сч. 09, фиксируя всю информацию в учетной документации. Следует иметь в виду, что замена автошин по причине их износа либо в связи с наступившим новым сезоном отображается также согласно нормам, закрепленным в учетной политике бюджетников.

В каком случае автошина подлежит списанию

Контроль работы шин помогает определить момент, когда ее можно списать. Делается это только в случае полной ее непригодности к дальнейшей эксплуатации.

Причины и обстоятельства, при которых деталь подлежит замене, можно узнать из видео:

Формы контроля автошин хранятся по номеру транспорта и закрываются после ее списания.

В этой ситуации в бланк учета заносится следующая информация:

  • дата снятия шины с транспортного средства;
  • полный пробег на момент демонтажа;
  • описание причины снятия;
  • износ протектора и остаточная высота;
  • дальнейшее передвижение детали. Здесь необходимо указать подлежит ли она ремонту или восстановлению, будет ли производиться углубление рисунка протектора, или же автошина подлежит утилизации.
  • выводы комиссии.

После внесения информации в формы, бланк подписывается всеми членами экспертной группы. Это считается актом списания шины с дальнейшей эксплуатации.

Основные пункты документа

Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.

Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:

В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.

Образец заполнения бланка показан на фото. Шаблон можно скачать по ссылке ниже.

Форма была утверждена Минсельхозом, а именно приказом от 16 мая 2003 года №750 и согласована Госкомстатом. Некоторое время все унифицированные формы были обязательными к применению. После выхода ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ с начала 2013 года данные бланки были переведены в разряд рекомендованных к использованию. Таким образом, руководство компаний с отделом бухгалтерии вправе сами решать, какими формами будут оформлять хозяйственные операции: унифицированными или разработанными самостоятельно.

К сведению! Свое решение организация должна зафиксировать в учетной политике. Это делается посредством издания приказа руководителя.

Любой первичный учетный документ должен включать обязательные реквизиты, чтобы считаться действительным. Поэтому при разработке своих бланков компании должны это учесть. Список реквизитов доступен в п. 2 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ (О бухучете).

При замене на ходовых колесах рабочей шины на запасную водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены, заводской номер замененной шины и показания спидометра. Эти данные фиксируются в карточках учета работы рабочей и запасной шин. Запрещено определять пробег каждой шины путем деления общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля, включая запасную. Указанный способ приводит к начислению пробега на неработающие шины и неправильному определению фактического пробега каждой шины.

Кроме того, к карточке учета работы шины в графе «Техническое состояние шин при установке» следует отражать описание ее технического состояния, в том числе данные о дефектах, характере и размере повреждений. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.

При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета ее работы подписывается членами комиссии и закрывается. В таком случае карточка учета является актом списания шины.

На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.

Шины, пригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, не подлежат снятию с эксплуатации и сдаче на восстановление или в утиль. Так, снятие зимних шин в связи с заменой их на летние не влечет за собой списания их с учета. Все шины имеют определенный ресурс пробега и только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины могут быть списаны.

Установка автошин на транспорт.

При передаче шин в эксплуатацию (установке на автомобиль) их стоимость списывается с баланса на затраты учреждения. При этом может быть оформлен акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

Далее для осуществления контроля за движением шин их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н). Указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Переданы автошины в эксплуатацию

1 401 20 272

1 109 хх 272

1 105 36 440

0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 36 440

0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 36 000

Приняты на забаланс автошины, установленные на автомобиль

Забалансовый счет 09

Забалансовый счет 09

Забалансовый счет 09

Принятие автошин к учету у бюджетников

Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:

  • авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2017 г.);
  • приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
  • отгрузочной документацией поставщика.

Важно! Автошины, поступившие вместе с транспортным средством (далее по тексту сокращенно – ТС), отдельному учету не подлежат.

Учет вместе с ТС

(по части учета автошин у бюджетников)

Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС»

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730

0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат)

Учет при поступлении отдельно от ТС Основные проводки
Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы».

Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000

Принятие автошин к учету:

Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2018) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).

Основные пункты документа

Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.

Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:

  • технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
  • данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
  • Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
  • ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
  • степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
  • техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.

Важно! После проведенных ремонтных работ и устранения неполадок, контроль работы автошины продолжается по той же карточке.

В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.

Образец заполнения бланка показан на фото. Шаблон можно скачать по ссылке ниже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *