Безопасная доля вычетов по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасная доля вычетов по НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС

Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.

Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС

Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.

Как налогоплательщику посчитать долю вычетов по НДС

Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.

Если у налогоплательщика безопасные вычеты по НДС в 2021 году при декларировании превысили установленный фискалами предельный вычет по НДС-2021, тогда следует готовиться к вызову на комиссию или к проверке.

Чтобы этого избежать, вычислите самостоятельно процент вычетов по НДС в 2021 году (в каждом квартале) и сравните с установленной фискалами предельной долей вычетов по НДС в 2021 году в вашем регионе. Как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС?

Для определения безопасного вычета по НДС в 2020-2021 году возьмите данные из деклараций за последние четыре квартала. Просуммируйте итоговые значения начисленного НДС и вычетов из всех деклараций. Как рассчитать долю вычетов по НДС дальше? Суммарное значение вычетов поделите на сумму всего начисленного налога и умножьте на 100%.

Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов

Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:

Регион 4 квартал 2020 года,%
Белгородская область 92,00
Брянская область 93,80
Владимирская область 84,90
Воронежская область 92,90
Ивановская область 91,30
Калужская область 87,30
Костромская область 85,20
Курская область 93,5
Липецкая область 104,20
Московская область 88,50
Орловская область 91,6
Рязанская область 82,00
Смоленская область 92,80
Тамбовская область 94,90
Тверская область 88,70
Тульская область 95,80
Ярославская область 86,70
город Москва 88,90
Республика Карелия 79,00
Республика Коми 78,40
Архангельская область 85,00
Вологодская область 98,70
Калининградская область 64,30
Ленинградская область 88,40
Мурманская область 188,80
Новгородская область 96,60
Псковская область 89,70
город Санкт-Петербург 87,90
Ненецкий АО 149,20
Республика Дагестан 82,90
Республика Ингушетия 92,90
Кабардино-Балкарская Республика 90,70
Карачаево-Черкесская Республика 90,10
Республика Северная Осетия – Алания 86,70
Чеченская Республика 96,50
Ставропольский край 90,00
Республика Адыгея 84,60
Республика Калмыкия 79,50
Республика Крым 86,50
Краснодарский край 90,70
Астраханская область 76,50
Волгоградская область 91,60
Ростовская область 92,70
город Севастополь 81,20
Республика Башкортостан 91,40
Республика Марий Эл 88,40
Республика Мордовия 89,10
Республика Татарстан 90,80
Удмуртская Республика 80,70
Чувашская Республика 83,60
Кировская область 88,30
Нижегородская область 90,40
Оренбургская область 74,30
Пензенская область 88,80
Пермский край 86,90
Самарская область 84,00
Саратовская область 84,60
Ульяновская область 88,50
Курганская область 85,20
Свердловская область 91,00
Тюменская область 84,60
Челябинская область 90,00
Ханты-Мансийский АО – Югра 67,00
Ямало-Hенецкий АО 72,40
Республика Алтай 88,90
Республика Тыва 81,50
Республика Хакасия 87,00
Алтайский край 89,60
Забайкальский край 87,43
Красноярский край 76,50
Иркутская область 78,40
Кемеровская область 94,10
Новосибирская область 88,90
Омская область 84,90
Томская область 80,60
Республика Бурятия 97,30
Республика Саха (Якутия) 94,40
Приморский край 94,20
Хабаровский край 90,40
Амурская область 131,20
Камчатский край 92,70
Магаданская область 103,00
Сахалинская область 95,00
Еврейская автономная область 82,70
Чукотский АО 136,50
Байконур 65,10

Что представляет из себя безопасная доля вычета по НДС

Следует отметить, что в налоговом законодательстве не существует такого понятия, как безопасная доля вычета.

Читайте также:  В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?

Тем не менее, и налоговые работники и обычные налогоплательщики активно пользуются этим понятием.

Задача налоговой инспекции собрать с налогоплательщиков как можно больше платежей в бюджет, поскольку налоги это элемент его основы, то, за счет чего происходит функционирование государства. Поэтому законодатель допускает, что компания или предприниматель могут нести достаточно большие расходы, но ограничивает их долю определенным процентом. Получается, что и государству хорошо и у бизнеса есть место для маневра.

Если безопасная доля вычета соблюдена, то у налоговой инспекции вопросов не возникнет.

Таблица вычетов по различным регионам

Данные по безопасной доле вычетов касаются 85 регионов нашей страны. Для каждого региона установлен свой процент вычетов, которые не рекомендуется превышать. Приведем последние официальные данные по некоторым регионам в таблице.

Регион Безопасная доля вычета, %
Центральный федеральный округ
Владимирская область 85,2
Ивановская область 92,6
Московская область 90,4
Северо — западный федеральный округ
Архангельская область 82,1
Калининградская область 62,9
Ленинградская область 81,7
Ненецкий АО 121,1

Таблицы, размещенные в интернете, в целом достаточно объемные. Данные обычно приводятся в сравнении с предыдущими периодами. В большинстве случаев безопасный коридор по вычетам варьируется от 80% до 100%. Самая низкая доля вычетов возможна на Байконуре. Там этот показатель составляет 57,9%.

Чем опасна высокая доля вычетов по НДС

Чтобы не привлекать лишнее внимание к вычетам, можно заранее скорректировать их сумму. Например, частично перенести вычеты на следующий квартал. Кодекс позволяет использовать вычеты по товарам, работам и услугам в течение трех лет с момента, когда компания приняла их на учет (п. 1.1 ст. 172 НК).

Начисленный при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав НДС можно уменьшить на вычеты (ст. 166, п. 1 ст. 171 НК). Но для этого необходимо одновременно выполнить четыре условия. Есть еще и особые условия, которые также надо соблюсти в ряде случаев.

Когда привести долю вычетов НДС к безопасному значению невозможно, будьте готовы пояснять инспекторам причину завышенного объема вычетов. Заранее продумайте, как ответить. Возможно, компания недавно открылась, у нее большие закупки, но покупателей пока мало и объем продаж низкий. Распишите причины в ответе на запрос налоговиков.

К пояснению приложите копии счетов-фактур с наибольшими суммами входного НДС, а также копии документов, которые подтвердят причину роста вычетов НДС. Например, новые договоры с поставщиками, арендодателями.

Если не представить пояснения, компанию оштрафуют на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). За повторное нарушение в течение календарного года штраф — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Если доводы о высокой доле вычетов инспекторов не убедят, руководителя и главбуха могут пригласить для беседы или компанию включат в план выездных проверок. Помните, что любая проверка – большой стресс для сотрудников организации. Очень важно морально к ней подготовиться, знать свои права и по возможности подстраховаться от проблем, которые могут возникнуть после проверки.

Размеры безопасной доли вычетов по НДС за 3 квартал 2019 года по регионам

Регион

На 2 квартал 2019 года, %

Регион

На 2 квартал 2019 года, %

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Белгородская область

92,0

Республика Башкортостан

90,4

Брянская область

86,3

Республика Марий Эл

89,1

Владимирская область

85,7

Республика Мордовия

93,3

Воронежская область

93,6

Республика Татарстан

87,4

Ивановская область

92,9

Удмуртская Республика

79,8

Калужская область

89,8

Чувашская Республика

85,6

Костромская область

88

Кировская область

88,9

Курская область

92,1

Нижегородская область

88,6

Липецкая область

106,9

Оренбургская область

70,8

Московская область

89,1

Пензенская область

90,7

Орловская область

93,5

Пермский край

80,9

Рязанская область

85,6

Самарская область

83,9

Смоленская область

94,1

Саратовская область

84

Тамбовская область

99,1

Ульяновская область

90,8

Тверская область

90,8

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Тульская область

96,7

Курганская область

86,2

Ярославская область

87,7

Свердловская область

91,3

город Москва

88

Тюменская область

84,5

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Челябинская область

90,8

Республика Карелия

80,6

Ханты-Мансийский АО – Югра

56,6

Республика Коми

76,1

Ямало-Hенецкий АО

62

Архангельская область

78,7

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Вологодская область

99,9

Республика Алтай

93,3

Калининградская область

61,3

Республика Тыва

82,5

Ленинградская область

88,9

Республика Хакасия

90,1

Мурманская область

84,5

Алтайский край

89,9

Новгородская область

97,6

Красноярский край

80,9

Псковская область

90,7

Иркутская область

77,9

город Санкт-Петербург

87,6

Кемеровская область

88,7

Ненецкий АО

157,2

Новосибирская область

90

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Омская область

89,2

Республика Дагестан

84,6

Томская область

76,8

Республика Ингушетия

93,8

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Кабардино-Балкарская Республика

90,4

Республика Бурятия

89,6

Карачаево-Черкесская Республика

92,8

Республика Саха (Якутия)

86,9

Республика Северная Осетия – Алания

89,5

Приморский край

93,2

Чеченская Республика

66,9

Хабаровский край

91,7

Ставропольский край

88,8

Амурская область

131,1

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Камчатский край

82,4

Республика Адыгея

86,8

Магаданская область

95,4

Республика Калмыкия

87,9

Сахалинская область

94,7

Республика Крым

87,2

Забайкальский край

87,5

Краснодарский край

91,1

Еврейская автономная область

105,8

Астраханская область

60,4

Чукотский АО

111,3

Волгоградская область

89,2

БАЙКОНУР

Ростовская область

93,7

Байконур

74,5

город Севастополь

81,1

  1. Налоговая нагрузка демонстрирует, какая доля выручки уходит на погашение налоговых обязательств предприятия.
  2. ИФНС устанавливает коэффициенты нагрузки для разных направлений бизнеса. Если показатели предприятия значительно ниже безопасного значения, инспекторы могут устроить выездную проверку. Владельцу бизнеса придется доказать, что заниженная нагрузка обоснована, и представить убедительные аргументы.
  3. Банки не стремятся сотрудничать с предприятиями, чья нагрузка значительно ниже установленной нормы. Они могут заподозрить такую компанию в «отмывании» денег и недобросовестности. Финансовые учреждения вправе блокировать расчетные счета и проводить тщательные проверки движения средств. Если предприятие не докажет, что такой уровень нагрузки обоснован, ей откажут в обслуживании.
  4. Налоговая нагрузка помогает бизнесу самостоятельно контролировать выполнение обязательств. Кроме того, она позволяет анализировать эффективность компании, планировать расходы, выбрать оптимальный налоговый режим. Подобный аудит выявляет «слабые» места бизнеса, помогает снижать риски и прогнозировать результаты выбранной финансовой стратегии.
  5. Если налоговая нагрузка предприятия слишком большая, это вряд ли заинтересует налоговиков, но ударит по бюджету бизнеса. Чтобы оптимизировать расходы, стоит снизить нагрузку или сменить налоговый режим.
  6. Регулярный самоконтроль позволяет предприятию избегать претензий от ФНС и повышает лояльность инспекторов, если они все же нагрянут с проверкой.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Как определить сумму НДС (вычисление)

Перейдя на конкретный пример с цифрами, рассмотрим компанию в декларации, которой указана общая сумма НДС в объеме 900 000 руб, при этом налоговый вычет за это время составил 850 000 рублей.

Сейчас данные отчетов 1-НДС из-за переносов сроков сдачи отчетности немного съехали. Для расчета средней доли по региону во втором квартале используйте 1-НДС на 1 июня, так как отчета на 1 мая в 2021 году нет.

Внимание налоговой не сосредоточенно только на НДС. Инспекторы также смотрят на налоговую нагрузку, уровень заработной платы, рентабельность и так далее. Затем сравнивают со средними показателями в отрасли или регионе. Любое отклонение вызовет их интерес. Прежде, чем вычислять налог на добавленную стоимость, сосчитайте саму добавленную стоимость. Что это вы ее путаете с ценой товара?!

Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.

Предусматривается несколько ориентиров для плательщиков налогов и сборов, которые следует принимать во внимание.

После окончательной оплаты в учете образовалась отрицательная разница 8260 руб. (464 920 руб. (стоимость оприходованных товаров) – 134 520 руб. (аванс) – 338 660 руб. (окончательная оплата)).

Это разновидность непрямого федерального платежа, что начисляет государство. Процесс взимания происходит в момент реализации продукции третьим лицом покупателю.

Полученная сумма является пороговым значением, которое или ее больший эквивалент необходимо заплатить компании, чтобы исключить какие-либо проверки и претензии со стороны контролирующих служб.

А меж тем, знать это нужно. Ведь касается НДС абсолютно каждого, даже если вы простой менеджер по продажам или труженик предприятия. Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51– 134 520 руб. (3540 EUR × 38 руб./EUR) – перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров.

Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
Читайте также:  Полнородные и неполнородные братья и сестры

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Получение запроса от налоговой о предоставлении пояснений по причинам отклонения от средней налоговой нагрузки означает, что направленные ранее данные вызвали сомнения в своей коррекции. Право на истребование пояснений оговорено в подпункте 6 пункте 1 статьи 23 НК РФ. Инспекторы имеют право требовать предъявить документацию, касающуюся расчета и уплаты налогов. Однако в законе есть важная оговорка: документы могут быть истребованы только в рамках камеральных или выездных проверок.

То есть требование о пояснениях по низкой нагрузке не оговорено в НК РФ. Есть только косвенное разрешение. Поэтому налоговая может потребовать пояснительную записку, но не может требовать подтверждающих документов. Любые подобные требования будут незаконными. Однако предприниматель может предоставить подтверждающие бумаги по собственной воле. Сделать это рекомендуется, так как позволит избежать выездной проверки и ревизии.

Налоговая нагрузка: ФНС публикует среднеотраслевые показатели

Каждый год ФНС публикует среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки — сведенные воедино данные в таблице за предыдущий год. Именно на эти показатели компаниям нужно ориентироваться при расчете своей персональной налоговой нагрузки.

Для чего компаниям необходимо знать среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, где найти показатели налоговой нагрузки по отрасли – на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.

Налоговая нагрузка — это совокупный показатель всех налогов и сборов, которые компания должна перечислить в бюджет государства. До 2020 года налоговая нагрузка на бизнес в России неуклонно росла.

Ощутимую динамику за последние пару лет налоговая нагрузка демонстрировала на рынке добычи полезных ископаемых, в строительстве, на рынке управления недвижимостью, в кожевенном производстве, подросла налоговая нагрузка для гостиниц, организаций сферы общественного питания, связистов и многих других.

Справедливости ради нужно отметить, что по небольшому перечню видов деятельности налоговая нагрузка за последние несколько лет снизилась, например, на производство продуктов питания, сигарет, напитков среднеотраслевой налог сократился с 28,2% до 16,9%. Однако 2020 год внес свои коррективы в показатели налоговой нагрузки.

Обозначилась тенденция к общему снижению показателей. В таблице мы привели значения налоговой нагрузки по отраслям; справочно добавили значения фискальной нагрузки, а также значения показателей прошлого года.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *