Нецелевое расходование средств ОМС: анализ судебной практики 2021 – 2022 годов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нецелевое расходование средств ОМС: анализ судебной практики 2021 – 2022 годов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Как образуются финансовые средства ОМС?

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей;
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц;
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медстрахования;
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
  • за счёт пеней и штрафов;
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Доплата за вредные условия труда, не подтвержденные аттестацией.

Согласно нормам ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ[4] установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

На что МОЖНО расходовать средства ОМС за оказание ВМП

Основание Подробности Решение суда
Медоборудование можно покупать без ограничения стоимости за счет средств, полученных за оказание ВМП, включенной в базовую программу ОМС Больница закупила медоборудование стоимостью свыше 100 тыс. руб. за счет средств ОМС. Оборудование было использовано для оказания ВМП детям. ТФОМС посчитал это нарушением ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ и Письма Минздрава России от 13.12.2017 № 11-7/10/2-8616. Суд не согласился: по письму ФФОМС от 09.04.2018 № 3787/26-5/2057 можно приобретать медоборудование без ограничения стоимости за счет средств, полученных за оказание ВМП. Постановление 17 ААС от 28.05.2021 № 17АП-5145/2021-АК по делу № А71-106/2021 Постановление АС Поволжского округа от 09.06.2020 № Ф06-59638/2020 по делу № А57-7050/2019
Больница вправе приобретать дезсредства, необходимые для выполнения госзадания по оказанию ВМП, за счет средств федбюджета Больница оплатила дезсредства за счет средств федбюджета. Финнадзор признал это нарушением требований нацпроекта «Здоровье». Суд указал, что запрета на такую покупку КБК не содержит. Постановление 9 ААС от 16.02.2010 по делу № А40-56310/09-130-87
Постановление 9 ААС от 17.11.2009 по делу № А40-56323/09-84-303

Принципы расходования

При планировании расходной части по финансовой части ОМС следует опираться на ст. 35 ФЗ № 326. В них включены расходы:

  • на предоставление медицинской помощи и покупку медикаментов, необходимых для ее оказания
  • работу медицинских учреждений (в данной категории не учитываются деньги на оказание помощи)

К затратам, используемым для обеспечения предоставления медпомощи, входит:

  • зарплата медперсоналу
  • оплата основных, расходных средств, материалов, прочего, использующегося при оказании помощи больным
  • обслуживание технического оборудования, используемого в медицине
  • другие расходы, необходимые для обеспечения оказания медицинской помощи населению страны

Также из госфондов оплачиваются и другие потребности, важные с медицинской точки зрения:

  • обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными препаратами с тяжелыми диагнозами, которые являются жизнеугрожающими и создают опасность для человека, могут стать причиной инвалидности
  • обеспечение медикаментами граждан с тяжелыми заболеваниями при нахождении на амбулаторном лечении и требующих приема жизненно важных препаратов с целью поддержания нормальной жизнедеятельности. К таким относятся инсулинозависимые пациенты, с сахарным диабетом

Направляются деньги и на оплату лабораторных анализов, исследований, необходимых для оказания эффективной помощи, уточнения диагноза, прочего. В категорию оплаты входят другие услуги, к которым относится обеспечение надлежащего состояния самого здания и прилегающей к нему территории. В текущем году процент отчислений из зарплаты трудящегося составляет 5,1. У некоторых организаций установлен меньший размер, так как в отношении некоторых лиц предпринимается забота государства, стимулируется благотворительная работа.

К таким относятся:

  • инвалиды (2,9 %)
  • благотворительные и общественные организации (0)
  • компании с вкладами в виде уставных фондов (2,4)
  • организации, чья работа связана с ИКТ (4 %)
  • организации, ИП, находящиеся на УСН, патенте (0)
  • аптек с единым или вмененным налогом (0)
  • организации, индивидуальные предприниматели Крыма (0,1 %)

Также сумма по необходимым перечислениям зависят от того, было ли превышение по установленному пределу базы или нет. По Постановлению Российской Федерации от 01.01.2018 г. максимальный предел базы для расчета страховых взносов равняется 1 021 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом, это на 145 тыс. больше.

Как образуются финансовые средства ОМС?

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей,
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан,
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц,
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медстрахования,
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД,
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом,
  • за счёт пеней и штрафов,
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи. Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Если вам срочно требуется юридическая поддержка по данному вопросу, то просьба срочно записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Также рекомендуем вам узнать более подробно про обязательное медицинское страхование в России.

Ждем ваши вопросы и лайки статьи.

Дело № 2 — Арбитражная практика Западно-Сибирского округа

2.1. Суть дела

ТФОМС Кемеровской области (далее также – Фонд) по результатам проверки Государственного автономного учреждения здравоохранения (далее – Поликлиника, Учреждение) выявил факты нецелевого использования средств ОМС, в частности:

  • приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу (согласно ТС по Кемеровской области структура тарифов на оплату медпомощи включает расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. рублей за ед.);
  • выплата зарплаты (включая НДФЛ), премий медработникам, не оказывающим медпомощь в рамках территориальной программы ОМС.

Поликлиника подписала акт проверки с протоколом разногласий, который не устроил ТФОМС.

2.2. Судебное разбирательство в первой инстанции

Фонд обратился в арбитражный суд с иском к Поликлинике, требуя взыскать свыше 4-х млн. руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 440 тыс. руб. штрафа и 447 тыс. руб. пени за период просрочки. Учреждение не оспаривало, что выплатило зарплату медработникам за счёт средств ОМС, однако указало, что это было сделано вынужденно, поскольку имеющихся на тот момент средств от приносящей доход деятельности было недостаточно. Кроме того, Больница впоследствии восстановила на счёте всю использованную не по целевому назначению сумму.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в части взыскания средств ОМС, поскольку в противном случае Фонд получил бы спорные денежные средства в двойном размере. Суд сослался на Определение ВС РФ от 19.05.2016 г. № 306-КГ16-4659 по делу № А55-10292/2015 и отметил, что перечисление в бюджет спорных средств фактически будет означать не их возврат, а изъятие, то есть применение санкций, не предусмотренных законом.

Также в ходе рассмотрения дела Учреждение заявило ходатайство о снижении размера штрафа и пени по ст. 333 ГК РФ, поскольку заявленная неустойка явно несоразмерна размеру основного долга и не соответствует последствиям нарушенного обязательства. В итоге суд учёл, что Больница является некоммерческой организацией и осуществляет социально значимые функции, снизил штраф и пеню в два раза (Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.03.2019 г. по делу № А27-17324/2018).

В обоснование своего решения суд обратился к уже упомянутым Постановлению КС РФ от 24.06.2009 г. № 11-П (п. 4) и Постановлению Пленума ВС РФ № 7. Кроме того, им была учтена и правовая позиция КС РФ, выраженная в Определении КС РФ от 21.12.2000 г. № 277-О, согласно которой предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае её чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из правовых способов, направленных против злоупотребления правом.

2.3. Апелляционное и кассационное обжалование

ТФОМС был не удовлетворён итогами судебного разбирательства и подал апелляционную (а впоследствии – и кассационную) жалобу. Свою позицию Фонд обосновывал следующим:

  • применённый Больницей порядок восстановления средств ОМС не предусмотрен ни 326-ФЗ, ни бюджетным законодательством, ни иными НПА в сфере ОМС либо ТС;
  • временное использование средств ОМС на иные цели нарушает принцип целевого назначения данных средств;
  • возврат Учреждением спорных сумм на свой же лицевой счет не равнозначен возврату средств в бюджет Фонда, и не исключает факта нецелевого расходования;
  • выводы суда первой инстанции о несоразмерности штрафа и пени характеру и последствиям совершенного правонарушения не обоснованы.

На основе приведённых судебных решений можно сформулировать следующие практически значимые выводы.

Во-первых, важно понимать, что в практике очень распространены ситуации, когда медорганизации расходуют средства ОМС по не целевому назначению вынужденно – в силу объективных обстоятельств. В частности, для исполнения обязательств, взятых на себя в силу особого социально-значимого статуса и характера деятельности. Это может быть обусловлено, прежде всего, исполнением нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, выплатой зарплаты медработникам в условиях отсутствия бюджетного финансирования и т.п.

Если такие обстоятельства имели место, то обосновывая свою позицию, последовательно приводите все доводы, подтверждающие существующее положение вещей. Учитывайте, что скорейшее восстановление на счетах израсходованных не по целевому назначению средств ОМС будет одним из аргументов в вашу пользу.

Во-вторых, несмотря на то, что нормами 326-ФЗ прямо не предусмотрен порядок учёта Фондом и судом обстоятельств, смягчающих ответственность при назначении штрафа за нецелевое использование средств ОМС, на практике суды обязаны учитывать все имеющие значение обстоятельства.

В-третьих, в ходе рассмотрения дела именно Фонд должен доказать, что заявляемая им сумма штрафа (пени) отвечает характеру, последствиям допущенного нарушения и степени вины медорганизации. Однако помните, что это не исключает права медорганизации ссылаться на несоразмерность присуждаемой неустойки и на то, что взыскание её в полном размере может повлечь получение Фондом необоснованной выгоды.

В-четвертых, учитывайте позицию Пленума ВС РФ, изложенную в Постановлении от 24.03.2016 г. № 7, о том, что правила о снижении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ применяются не только к договорной, но и к законной неустойке, а значит, полностью применимы к рассматриваемой ситуации.

В-пятых, хотя отсутствие со стороны медорганизации ходатайства о снижении штрафа и пени за нецелевое использование средств ОМС и не исключает обязанности суда давать оценку соразмерности применяемой меры ответственности тяжести совершенного нарушения, тем не менее, заявляйте такое ходатайство на основании ст. 333 ГК РФ. Аргументируя свою позицию, ссылайтесь в числе прочего на некоммерческий статус медорганизации и осуществление социально-значимых функций.

Наконец, в-шестых, суды всех уровней в различных округах учитывают неоднократно высказываемые КС РФ правовые позиции о том, что любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности характеру совершенного правонарушения. В связи с этим, приводите как все вышеприведённые акты КС РФ, так и рассмотренные решения арбитражных судов и ВС РФ в обоснование своей позиции.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

В каких случаях для проведения дезинфекции медицинским организациям не нужно получать лицензию?

Позиция суда: Суды всех уровней считают, что проведение мероприятий по дезинфектологии являются обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • Когда нужно получать лицензию? Получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ «дезинфектология» нужно в случае, когда работы оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг). Сюда входят случаи, когда оказываются медицинские услуги по дезинфектологии в виде медицинского вмешательства. При этом сама работа (услуга) имеет самостоятельное законченное значение в виде предоставления услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам.
  • Когда не нужна лицензия? Если медицинская организация реализует мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медизделий, то тут не нужна лицензия. Эта деятельность также установлена СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ / A−

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Оплату профессиональной переподготовки средствами ОМС признали нецелевой

По операциям со средствами ОМС медицинское учреждение обязано вести раздельный учет (п. 6 ст. 15 Закона № 326‑ФЗ).

Средства по ОМС учитываются по коду вида финансового обеспечения (деятельности) «7» — средства по обязательному медицинскому страхованию (п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).

Доходы, полученные от оказания медицинских услуг по источнику финансирования ОМС, учитываются по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 02-06-10/56184, от 16 октября 2014 г. № 02-07-10/52224.

Начисление доходов, получаемых медицинскими учреждениями, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 7 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 7 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).

В пункте 7 статьи 35 Закона № 326‑ФЗ приведен перечень расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Медицинские учреждения, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, расходуют эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые указаны в данном пункте (подп. 5 п. 2 ст. 20 Закона № 326‑ФЗ, письмо ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и).

Медицинские учреждения расходуют средства в соответствии с кодом видов расходов, а в учете и отчетности применяют как коды видов расходов, так и коды КОСГУ.

Записи по отражению в бюджетном учете операций со средствами ОМС приведены в таблице[1] на страницах 40–41.

Выбытие ТМЦ отражается в учете по:

фактической стоимости каждой единицы;

средней фактической стоимости.

Правило учета выбытия ТМЦ закрепляется учетной политикой медицинского учреждения и применяется непрерывно в течение финансового года (п. 6, 108 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 02-06-10/4287).

В целях исполнения приказа Минздравсоцразвития России от 25 января 2011 г. № 29н для фиксирования стоимости оказанной медицинской помощи в целях ведения персонифицированного учета списание медикаментов, медицинского расходного материала и изделий медицинского назначения, использованных в процессе лечения, медицинским учреждением производится непосредственно на пациента.

Аналитический учет материальных запасов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (п. 119 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 12-07-12/8282, а также согласно пункту 134 Инструкции № 157н операции по отражению расходов, их учет в рамках ОМС ведется на соответствующих счетах счета 7 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

По результатам проверки установлено, что районной больницей допущено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 559 091,12 руб., в том числе за 2012 год – 115 142,42 руб., за 2013 год – 304 630,47 руб., за 2014 год – 1 139 318,23 рублей.

ТФОМС было предъявлено районной больнице требование — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта проверки восстановить денежные средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 559 091,12 руб., а также уплатить в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ штраф в сумме 155 909,11 руб.

Поскольку медицинская организация денежные средства не перечислила, то ТФОМС 9 января 2019 года обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к районной больнице о взыскании 1 459 995,36 руб., из которых 1 000 000 руб. — средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, 155 909,11 руб. — штраф, 304 086,25 руб. — пеня за период с 28.08.2015 по 29.06.2018.

Тариф на оплату медпомощи в рамках страхования включает в себя затраты на выплату зарплаты сотрудникам медицинских учреждений, а также начислений на оплату труда (речь идёт о страховых взносах в различные фонды).

При этом денежные поощрения, предоставляемые в пользу персонала, не могут осуществляться за счёт средств ОМС.

Таким образом, к нецелевому распределению бюджета ФОМС можно отнести премирование медработников, предоставление надбавок за трудовой стаж или выслугу лет, выплат при увольнении работника либо за переработку (в выходные/праздничные дни, сверх нормы в рабочее время по графику).

Оказанием медицинских услуг может заниматься исключительно специалист, имеющий соответствующее образование. Выплата зарплаты лицу без специального сертификата из средств ОМС недопустима.

Региональные фонды могут регулировать порядок использования бюджета. Чтобы ознакомиться с правилами его распределения, обратитесь в ТФОМС или посетите его официальный сайт.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 медицинское учреждение может приобрести инвентарь и специальное оборудование хозяйственного либо производственного назначения за средства ОМС, если стоимость каждого объекта составляет менее 100 000 рублей.

Если установленный законом лимит был превышен, учреждение будет вынуждено вернуть потраченные деньги в бюджет и оплатить штраф, назначенный фондом.

Среди иных нарушений можно выделить:

  • оплату неустойки по долгу, имеющемуся у больницы;
  • некорректное распределение финансирования накладных и общехозяйственных расходов;
  • осуществление ремонта имущества, не состоящего на балансе медучреждения;
  • произведение доплат за совмещение должностей;
  • проведение анализов и исследований, а также оплату лекарственных средств для незастрахованных лиц или граждан, проходящих лечение на платной основе;
  • оплату тренинга по психокоррекции для сотрудников.

Чтобы убедиться, что вы корректно используете ресурсы фонда, ознакомьтесь с правилами их реализации на официальном сайте или в территориальном отделении.

Согласно нормам п. 134 Инструкции № 157н[1] затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные. Распределение накладных расходов производится одним из способов пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции № 157н). Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства.

Проверяющие установили неправильное распределение учреждением накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности, которое привело к расходование средств ОМС; нарушений в правильности и обоснованности распределения медицинским учреждением накладных и общехозяйственных расходах между источниками финансирования судом установлено не было.

Исходные данные для установления правильности распределения расходов между видами деятельности были такие:

Наименование показателя

Значение показателя

сумма, тыс. руб.

доля дохода, %

Общая сумма дохода за год

401 616,8

100

Средства ОМС

342 964,7

85,4

Приносящая доход деятельность

37 282,3

9,28

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

21 369,8

5,32

Нецелевое использование средств ОМС

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению. Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций. Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина. Удовлетворение интересов граждан в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326).

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски. Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации. В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Бесплатная врачебная и лекарственная помощь оказывается в мед. учреждениях, которые внесены в реестр Территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Полный список этих организаций со ссылкой на электронный ресурс можно увидеть здесь.

Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.

Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.

Читайте также:  Расписка об отсутствии претензий: образец скачать

Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.

Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.

В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.

Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.

Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет затраты капитального характера (например, приобретает основные средства), отражайте это так:

Дебет 08 Кредит 60 – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 Кредит 08 – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 98-2 – отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

В рамках получения и расходования средств негосударственного целевого финансирования возможна и такая ситуация, когда получатель средств тратит на целевые мероприятия меньшую сумму, чем была выделена инвестором. Если на основании договора эта сумма остается у получателя средств, то в бухучете сделайте записи:

Дебет 86 Кредит 90-1 (91-1) – отражена экономия получателя средств целевого финансирования.

Если сумма вознаграждения определяется как экономия целевых средств дольщиков, выручку отразите в момент передачи квартир дольщикам. При этом в учете делайте запись:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с дольщиками» Кредит 90-1 – отражена в составе доходов сумма экономии, признанная вознаграждением застройщика.

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов, пунктом 7 ПБУ 9/99, пунктом 3.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, и рекомендован Минфином России в письме от 9 октября 2006 г. № 07-05-06/245.

Если же договор предусматривает окончательный расчет между инвестором и получателем средств на основании фактических затрат, то в этом случае сумма экономии возвращается инвестору:

Дебет 86 (76) Кредит 51 (50, 52) – перечислена инвестору сумма экономии средств целевого финансирования.

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату сотрудников, источником финансирования которой являются средства негосударственного целевого финансирования?

Да, нужно.

Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.

Страховые взносы начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Выплаты, которые финансируются за счет средств негосударственного целевого финансирования, не являются исключением, облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотрудникам по трудовым договорам (зарплаты), источником финансирования которых являются полученные организацией гранты?

Да, нужно.

Суммы, получаемые гражданами в виде грантов, исключаются из налоговой базы по НДФЛ, если они предоставлены:

  • для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России;
  • международными, иностранными и (или) российскими организациями, включенными в особые перечни, утверждаемые Правительством РФ (в частности, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Однако данная льгота распространяется только на случаи, когда получателем гранта является сам гражданин (плательщик НДФЛ) (п. 6 ст. 217, п. 1 ст. 207 НК РФ).

Поэтому, если получателем гранта является организация, то воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ, нельзя. А значит, организация должна удержать НДФЛ с выплат сотрудникам, источником финансирования которых являются полученные организацией гранты.

Аналогичной позиции придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 30 июля 2007 г. № 28-11/072801).

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности в системе ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 326-ФЗ). Основные направления расходования средств ОМС установлены в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ. Наряду с этим на уровне каждого субъекта тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС устанавливаются Тарифным соглашением и включают соответствующие статьи затрат. Кроме того, при расходовании средств ОМС целесообразно руководствоваться письмами и разъяснениями ФФОМС, Минздрава России, в которых идет речь о возможности осуществления отдельных расходов за счет таких средств (см., к примеру, письма ФФОМС от 17.02.2016 N 1181/26/и, от 21.05.2015 N 3226/21-3/и, от 06.06.2013 N 4509/21-и, от 02.08.2012 N 5049/21-4).

Разбирая спор в части расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медицинских учреждений за счет средств ОМС, судами было установлено, что в здании больницы и поликлиники фактически осуществлены работы капитального характера (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2018 N Ф01-4519/18, решение Пермского краевого суда от 21.11.2019 по делу N 12-987/2019). В свою очередь, такие расходы признаны нецелевым использованием средств ОМС. Это связано с тем, что в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не предусмотрены. Однако Верховный суд РФ в своем определении от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828 пришел к выводу, что если во время ремонта здание продолжает работать, то такой ремонт нельзя рассматривать в качестве капитального. Соответственно, спорные работы отнесены к текущему ремонту на основании экспертного заключения, а расходы на него не могут быть квалифицированы как нецелевым образом израсходованные денежные средства.

Таким образом, расходование средств ОМС требует со стороны бухгалтеров медицинских организаций предельного внимания и осторожности. Ведь наряду с возвратом средств, использованных не по целевому назначению, предусмотрены штрафные санкции, административная и уголовная ответственности.

Среди прочих нецелевых трат можно выделить:

  • погашение штрафов и пеней;
  • приобретение предметов мебели;
  • оплата дороги работникам и пациентам;
  • траты на питание медработников и больных;
  • покупка оборудования для стирки белья;
  • оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

Читайте также:  Как делится наследство между наследниками первой очереди

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные ��ица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

Согласно нормам ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ[4] установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Исходя из вышеназванных положений, а также п. 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н, п. 3.3 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 416, суд указал, что выплата доплат без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест не связана с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и не может оплачиваться за счет средств ОМС. Таким образом, учреждением было совершено нецелевое расходование средств.

Социальную программу ОМС или обязательного медицинского страхования создали с целью предоставления врачебной, медикаментозной помощи больным, а также оплаты анализов, обследований. Финансирование данного процесса происходит благодаря осуществлению страховых взносов, что регламентируется ФЗ РФ № 326 от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Параллельно работает в данном направлении Базовая Территориальная программы.

Если первая – основа, предоставляющая некоторый минимум, гарантированный каждому гражданину на всей территории РФ при наличии полиса, то вторая имеет дополнительные, в том числе дорогостоящие риски и действительна в пределах региона, где и была оформлена страховка. Оказывается помощь в тех медицинских учреждениях, которые есть в специальном списке Территориальных фондов по медстрахованию (ТФОМС). Данный электронный ресурс находится в свободном доступе.

Для формирования финансового объема, используемого в ОМС, используются разные источники поступления средств. К таким относятся взносы:

  • от работодателей
  • безработных, за которых платит государство
  • добровольные перечисления физических лиц, предпринимателей
  • деньги федерального бюджета для финансирования программ территориального вида
  • от налогов по определенному виду деятельности по ОКВЭД
  • из единого соцналога
  • от штрафов, пеней
  • других источников в соответствии с законодательством РФ

Даже если есть сотрудники, трудоустроенные индивидуальным предпринимателем, то он также обязан перечислять страховые взносы, что с 2017 года направляются в ИФНС. Выполняются переводы каждый месяц, отчет же формируется до 15 числа того месяца, который будет после отчетного. Для ИП взносы должны быть оплачены до конца декабря отчетного года. Если данное требование не будет выполняться, на законных условиях будет начисляться пеня.

При планировании расходной части по финансовой части ОМС следует опираться на ст. 35 ФЗ № 326. В них включены расходы:

  • на предоставление медицинской помощи и покупку медикаментов, необходимых для ее оказания
  • работу медицинских учреждений (в данной категории не учитываются деньги на оказание помощи)

К затратам, используемым для обеспечения предоставления медпомощи, входит:

  • зарплата медперсоналу
  • оплата основных, расходных средств, материалов, прочего, использующегося при оказании помощи больным
  • обслуживание технического оборудования, используемого в медицине
  • другие расходы, необходимые для обеспечения оказания медицинской помощи населению страны

Также из госфондов оплачиваются и другие потребности, важные с медицинской точки зрения:

  • обеспечение граждан Российской Федерации лекарственными препаратами с тяжелыми диагнозами, которые являются жизнеугрожающими и создают опасность для человека, могут стать причиной инвалидности
  • обеспечение медикаментами граждан с тяжелыми заболеваниями при нахождении на амбулаторном лечении и требующих приема жизненно важных препаратов с целью поддержания нормальной жизнедеятельности. К таким относятся инсулинозависимые пациенты, с сахарным диабетом

Направляются деньги и на оплату лабораторных анализов, исследований, необходимых для оказания эффективной помощи, уточнения диагноза, прочего. В категорию оплаты входят другие услуги, к которым относится обеспечение надлежащего состояния самого здания и прилегающей к нему территории. В текущем году процент отчислений из зарплаты трудящегося составляет 5,1. У некоторых организаций установлен меньший размер, так как в отношении некоторых лиц предпринимается забота государства, стимулируется благотворительная работа.

К таким относятся:

  • инвалиды (2,9 %)
  • благотворительные и общественные организации (0)
  • компании с вкладами в виде уставных фондов (2,4)
  • организации, чья работа связана с ИКТ (4 %)
  • организации, ИП, находящиеся на УСН, патенте (0)
  • аптек с единым или вмененным налогом (0)
  • организации, индивидуальные предприниматели Крыма (0,1 %)

Также сумма по необходимым перечислениям зависят от того, было ли превышение по установленному пределу базы или нет. По Постановлению Российской Федерации от 01.01.2018 г. максимальный предел базы для расчета страховых взносов равняется 1 021 тыс. руб. По сравнению с предыдущим годом, это на 145 тыс. больше.

Одним из способов повышения дохода на постоянном месте работы является получение премии. Тем не менее, это запрещается делать из фонда ОМС. То есть нельзя производить такие выплаты:

  • переработку часов сверх установленной нормы (лишние часы, выход в праздничные, свои законные согласно графику выходные дни)
  • надбавку по выслуге, стаж
  • дополнительную оплату в случае увольнения сотрудника
  • оплату труда сотрудникам без медобразования

Следует сказать, что ситуация по распределению средств по ОМС может быть разной в разных регионах. Чтобы говорить конкретно, следует ознакомиться с изданными приказами от местной власти. В Трудовом же кодексе записано, что ТФОМС может являться базой для оплаты труда сотрудников, но при наличии установленного порядка.

Выделяемые на оказание материальной помощи из фонда ОМС финансы не могут направляться на покрытие потребностей медицинского персонала в их потребностях в дополнительном финансировании, кроме заработной платы. То есть при необходимости оплатить аренду квартиры, покрыть расходы плательщика по взносам в государственный бюджет.

Вопрос касается и ремонта домов, в которые заселяются сотрудники медицинского учреждения. Аналогичная ситуация со зданиями больницы, их капитального ремонта. При необходимости в выполнении данного вида работ, финансирование должно осуществляться средствами госбюджета, так как это совсем другая статья. Страховые деньги могут использоваться только для потребностей самого учреждения.

Нужды действительно могут быть разными и трактовать смысл, использование средств можно по-разному. К другим нецелевым тратам денег можно отнести оплату:

  • по штрафам или по начислению пени
  • меблированию больницы
  • транспортным расходам работников, пациентов
  • питанию больных и сотрудников
  • стиральном оборудовании
  • связи, если она необходима для оказания помощи пациентам

Спор произошел между ТФОМС и Кировской центральной районной больницей. Еще в августе 2017 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края выписал акт, в котором указал, что больница не по назначению расходовала средства ОМС, оплачивая труд двух специалистов-дезинфекторов целый год. Сумма нецелевого расходования составила более 250 тысяч рублей.

Основанием для наказания послужило то, что у больницы не было лицензии на дезинфектологию.

Больница обратилась в Арбитражный суд Приморского края. Суд встал на сторону больницы (дело N А51-26240/2017). Но это не остановило ТФОМС. Дело перешло в Пятый арбитражный апелляционный суд, который заявленные требования удовлетворил частично: нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования по выплатам медицинским работникам было доказано лишь в отношении одного работника. Нижестоящие суды поддержал и Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Позиция суда: Суды всех уровней считают, что проведение мероприятий по дезинфектологии являются обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • Когда нужно получать лицензию? Получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ «дезинфектология» нужно в случае, когда работы оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг). Сюда входят случаи, когда оказываются медицинские услуги по дезинфектологии в виде медицинского вмешательства. При этом сама работа (услуга) имеет самостоятельное законченное значение в виде предоставления услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам.
  • Когда не нужна лицензия? Если медицинская организация реализует мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медизделий, то тут не нужна лицензия. Эта деятельность также установлена СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

«Метод подушевого тарифа». Что это такое в страховании?

Еще раз о важном. В страховании не существует финансирования, в страховании производят страховое обеспечение. Да, объем этого страхового обеспечения можно рассчитать методом «подушевой тарификации». Но в ОМС нет подушевого финансирования медицинских организаций, а есть оплата медицинских услуг по «подушевому тарифу». Это разное. Существенно разное.
Страховщик не может перечислять деньги медицинской организации без связи со страховым событием конкретного застрахованного лица. Для него это будет нецелевое расходование средств. Поэтому Страховщик запрашивает счета и реестры оказанных услуг и при подушевой оплате. Все перечисленные средства методом подушевой оплаты Страховщик относит исключительно на затраты, связанные с конкретными страховыми событиями конкретных идентифицированных застрахованных лиц. Согласно поданному реестру.
Медицинская организация, получая расчет методом «подушевой оплаты», возмещает свои затраты. Денег может не хватить. Такое может быть? Может. Страховых событий произошло больше, чем заложено в расчет подушевой тарификации. Доплачивает в этом случае Страховщик? Нет. Он говорит, что на то он и метод «подушевой тарификации» – это риски медорганизации. Лучше работайте над здоровьем граждан, снижайте число обращений. Компенсируйте убытки за свой счет.
Но весьма вероятен и другой сценарий. Медицинская компания работает хорошо. Число обращений меньше запланированного в подушевом тарифе, затрат меньше. Деньги остались.
Остаток денег (средств ОМС) на счетах медицинских организаций – чей? Остались деньги у кого?
Страховщик утверждает, что это его средства. Они должны аккумулироваться на счетах медицинской организации и быть использованы на погашение затрат по другим страховым событиям. Внимание! Так нельзя. Эти деньги уже списаны страховой компанией как страховое обеспечение, они уже уплачены за конкретное лицо по конкретному страховому событию. Это подтверждают счета и реестры. Повторно использовать и учитывать одни и те же средства в качестве страхового обеспечения по разным страховым событиям – нельзя.
Но это средства, которые остались, возражает Страховщик, они фактически не использованы.
Остались у кого? Это ключевой вопрос. Если эти средства остались у Страховщика, то они должны быть учтены надлежащим образом – как остаток: прибыль Страховщика или СМО. Но по факту Страховщик (СМО) их списывает в бухгалтерском учете как страховые выплаты «под ноль». Значит, эти средства остались не у Страховщика, а у медицинской организации. Следовательно, это остаток – доход медицинской организации. Он должен быть учтен в бухгалтерском учете надлежащим образом и спокойно использоваться на уставные цели медицинской организации.
Аналогичный подход следует использовать и при страховом возмещении методом оплаты по законченному случаю (и иным).
Остаток денег – доход. Доход должен быть учтен в целях статистического и налогового учета.
Страховщики возражают. В основе возражений тезис: «Это деньги фонда ОМС». На мой взгляд, следует осторожно им пользоваться. Деньги фонда требуют учета, а находясь на счетах в медорганизациях они, как доходы фонда, не учитываются, и используются несколько раз для оплаты разных страховых событий. Это запрещено федеральным законодательством. ОМС – личное страхование. Страховое обеспечение – это возмещение конкретного объема затрат по конкретному застрахованному, конкретному страховому событию. Только этот конкретный объем затрат является целевым расходом Страховщика. Остальное – «нецелёвка» Страховщика.
Нецелевое использование страховых средств Страховщиком в классическом страховании с большой вероятностью расценивалось бы как страховое мошенничество Страховщика. Поэтому, СМО – коммерческие страховые медицинские организации, выполняющие функцию Страховщика в системе ОМС – заинтересованы в том, чтобы остатки средств на счетах медицинских организаций были учтены как доходы медицинских организаций. Либо, рано или поздно, но придется пояснить порядок их учета в доходах самой СМО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *