Как осуществляется учет целевого финансирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как осуществляется учет целевого финансирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

Учет целевого финансирования

К целевому финансированию относятся средства, полученные организацией на строго определенные цели: исследовательские работы, на оплату текущих расходов и др. Основную часть целевого финансирования составляет государственная помощь. Она представляет увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Для учета средств целевого финансирования используется пассивный счет 86 «Целевое финансирование», по кредиту которого в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражается принятие к учету средств целевого назначения. Фактическое поступление целевых средств учитывается по дебету счетов учета денежных средств 50″Касса» , 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», счетов учета имущества 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При использовании целевых средств на финансирование инвестиционных проектов (строительство, реконструкция, приобретение основных средств и нематериальных активов) производится учетная запись по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 83 «Добавочный фонд».

Направление средств целевого финансирования на текущие расходы отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчету «Безвозмездные поступление». Суммы, учтенные на данном субсчете, в периоды признания расходов, на которые они были предоставлены, списываются в кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Средства целевого финансирования, направленные на покрытие затрат организации, списываются с кредита счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 86 «Целевое финансирование».

Списание стоимости полученных безвозмездно в порядке целевого финансирования основных средств отражается вначале по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Затем по мере начисления по таким объектам основных средств амортизации их стоимость признается доходом организации, что отражается по дебету счета 98 «Доходы» будущих периодов» и кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

В дебет счета 86 «Целевое финансирование» списываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным товарам, работам и услугам за счет средств целевого финансирования.

Аналитический учет средств целевого финансирования организуется по их назначению и каналам получения.

Контрольные вопросы

1. Что такое устав организации и ее чистые активы?

2. Как отражается задолженность учредителей по формированию уставного фонда?

3. Какие источники увеличения уставного фонда?

4. Для каких целей формируется резервный фонд?

5. Какой порядок формирования добавочного фонда?

6. Как характеризуется счет 83 «Добавочный фонд»?

7. Какой порядок формирования резервов предстоящих расходов?

8. Для каких целей создаются оценочные резервы?

9. Какова сущность целевого финансирования?

10. Как отражается использование целевого финансирования?

Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия

Целевое финансирование и целевые поступления: сущность и различия

Бюджетные учреждения здравоохранения в ходе осуществления своей деятельности нередко получают денежные средства (имущество), цель использования которых определена передающей стороной. При этом у бухгалтеров возникает немало вопросов. Как классифицировать данные денежные средства (имущество) — как целевые поступления или целевое финансирование? Что понимается под целевым финансированием и целевыми поступлениями? В статье даны ответы на эти вопросы.

В Налоговом кодексе содержится перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль. В частности, в него включены средства целевого финансирования и целевые поступления. Рассмотрим, какие средства, согласно кодексу, являются целевым финансированием, а какие целевыми поступлениями.

Целевое финансирование

В налоговом учете к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств, относящихся к целевому финансированию. При принятии решения об отнесении поступивших средств к целевому финансированию нужно руководствоваться только данным перечнем. Сразу оговоримся, что не все перечисленные в пп. 14 п. 1 ст.

Бюджетный учет: какие доходы можно отнести к целевым средствам и поступлениям и как это оформить

Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.

Целевое финансирование и поступление в балансе: строка

В балансе не предусмотрена отдельная строка для отражения средств, полученных по целевому назначению, поскольку они не формируются в некий резерв, а работают, расходясь по корреспондирующимся счетам.

Целевое финансирование в бухгалтерском балансе может отражаться в строке 1530 «Доходы будущих периодов» или отдельной статьей в разделе краткосрочных обязательств в строке 1520 «Кредиторская задолженность», если перечисленные средства должны быть возвращены (например, из-за возникшей невозможности их использовать). При поступлении инвестирования на покупку ОС и последующем его освоении увеличивается размер добавочного капитала компании (строка 1350). Все сведения о наличии и использовании целевого финансирования обязательно раскрываются в пояснениях к отчетности. НКО отчитываются дополнительно, составляя специальную форму отчета «О целевом использовании средств».

Таким образом, целевое финансирование в бухгалтерском балансе отражается по нескольким позициям и полную картину его объема поступления и расходования можно увидеть лишь в пояснениях к отчетности.

Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов

Хозяйственные операции Дебет Кредит
Средства целевого финансирования использованы на осуществление мероприятий целевого назначения (некоммерческие организации) 86 20
Средства целевого финансирования использованы на осуществление мероприятий целевого назначения 86 26
Включены в состав добавочного капитала использованные инвестиции (некоммерческая организация) 86 83
Включены в состав доходов будущих периодов средства целевого финансирования 86 98

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

Читайте также:  Документы и справки для приватизации квартиры в 2023 году

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

Подытоживая изложенный материал, необходимо отметить, что объем продаж — это достаточно важный показатель результативности работы торгового предприятия, его величина во многом зависит как от внутренних, так и внешних факторов. Только если субъект хозяйствования будет стараться их учесть при планировании собственной деятельности, он сможет достигнуть хороших результатов.

В торговле вопрос увеличения продаж является абсолютно обыденным. Как бы вы много не продавали сейчас, план будет всегда чуть выше. В противном случае это просто не правильный план. И самое главное, что ответ на вопрос как увеличить продажи, давно найден. Нужно просто не полениться использовать лучшие практики и наработки успешных компаний.

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *