Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В п. 2 ст. 264 НК РФ регламентирован перечень расходов, относимых к представительским при расчете налога на прибыль. По сути, эти расходы — затраты по организации официальных приемов и обслуживанию приглашенных персон, а также расходы на заседания руководящих органов хозяйствующего субъекта.

Документы, необходимые для оформления представительских расходов

В законах РФ нет четкого списка документов, необходимых для оформления представительских расходов. Однако для подтверждения произведенных затрат необходимо иметь документы, подтверждающие не только факт оплаты, но и деловой характер проводимого мероприятия. Иными словами, на основании документов должно быть понятно, что встреча имела официальный характер с целью проведения переговоров в отношении деятельности компании.

Примерный перечень документов, подтверждающих представительские расходы, можно увидеть в письмах чиновников. К примеру, в Письме Минфина РФ от 22.03.2010 г. № 03-03-06/4/26 указано, что в качестве таких документов могут быть:

  • приказ директора об организации мероприятия и осуществлении необходимых расходов;
  • смета или расчет суммы представительских расходов;
  • первичная документация при приобретении товаров или оплате услуг для проведения мероприятия;
  • отчет о представительских расходах по проведенному мероприятию. В нем фиксируется цель мероприятия, результаты его проведения, размер понесенных представительских расходов.

Как видно из данной нормы Налогового кодекса список подобных расходов не расшифрован (п. 2 ст. 264 НК РФ). Поэтому алкоголь на представительские расходы можно списать без проблем. Правильность такого вывода подтверждают чиновники Министерства Финансов (см., например, письма Минфина от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 № 03-03-04/1/136).

Существует и судебная практика по этому вопросу. Рассматривая споры между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками по данному вопросу, суды встают на сторону последних (см. например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 № А55-14189/2012).

Осталось прояснить, как списать алкоголь на представительские расходы. Сделать это нужно по существующему нормативу. Напомним, что данный тип расходов относится к нормируемым расходам. Иными словами, подобные затраты уменьшают налоговую базу с учетом установленных ограничений. Представительские расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в пределах 4% от расходов на оплату труда.

В каких случаях расходы не относятся к представительским?

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что не признаются представительскими расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников (Письмо Минфина РФ от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/157).

Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1.

Как подтвердить представительские расходы

Так как представительские расходы для налоговиков — «лакомый кусок», где можно покопаться и найти нарушения, следите за обоснованностью трат. Будьте готовы доказать, что обед в ресторане носил именно официальный характер и проходил с целью достижения определенного результата (например, подписания договора о сотрудничестве), а не был дружеской встречей.

Для подтверждения и обоснования представительских расходов нужны:

  • распоряжение или приказ о проведении официального мероприятия или о необходимости иных представительских расходов;
  • смета представительских;
  • первичка, чеки и иные документы, подтверждающие траты;
  • отчет о проведенном мероприятии и о представительских расходах.

Отчет может быть составлен в произвольной форме, но должен содержать информацию о:

  • дате, времени и месте проведения приема;
  • программе мероприятия;
  • составе участников — как приглашенных, так и представителей налогоплательщика;
  • сумму расходов.

Учет и оформление представительских расходов

Установленные партнерские отношения важны для каждой компании. Они не станут такими же, работа над ними является важным элементом стратегии управления компанией. Во время переговоров, встреч, встреч, усыновление происходит. Затраты на эти события являются серьезной позицией в расходах.

Налоговые органы очень тесно проверяют эти типы расходов, поэтому стоит соответственно контролировать их урегулирование и документ.

Мы обнаруживаем, какие затраты могут быть применены к этому типу расходов, и которые нельзя пренебрегать этим счетом, какие документы могут служить подтверждением и как правильно отразить этот предмет в бухгалтерском учете и налоговом учете. Мы также размышляем о текущих законодательных изменениях по расходам на гостиничные услуги и их тенденции на ближайшее время.

Арбитражная практика: представительские расходы

Информация, приведенная ниже, не имеет непосредственного отношения к нормированию представительских расходов, а больше касается вопросов их классификации. Но, на наш взгляд, эта информация будет полезна читателю, так как статья 264 НК РФ содержит много неясностей, и довольно часто налогоплательщики находятся в затруднении, можно ли признать те или иные расходы представительскими.

Читайте также:  Транспортный налог для ветеранов труда

Например, возьмем такой вид представительских расходов, как транспортное обслуживание участников встречи. Что имел в виду законодатель под данными расходами, остается тайной: транспортное обслуживание в пределах одного населенного пункта или что-то другое? А если участник переговоров — иностранец и прибывает из-за рубежа на самолете, специально направленном налогоплательщиком, то можно ли считать такие расходы фирмы представительскими или нет?

Налоговые органы категорично заявляют, что оплата стоимости проезда участников из других городов или стран в место, в котором состоится официальное мероприятие, не может быть признана в составе представительских расходов. В качестве доказательства можно привести письмо Управления Федеральной налоговой службы (далее — УФНС) по городу Москве от 11 ноября 2004 года N 26-12/73173. Но ведь это разъяснение содержится лишь в письме налогового ведомства, а не прописано в законе, поэтому у налогоплательщика всегда существует шанс доказать обратное, правда, в судебном порядке.

Или другой пример. Предположим, что деловые переговоры проводятся в течение нескольких дней, и торговая организация оплачивает завтраки, обеды и ужины (которые не носят официального характера) представителей сторонних организаций. Можно ли признать указанные расходы представительскими?

Минфин Российской Федерации в своем письме от 5 апреля 2005 года N 03-03-01-04/1/157 разъяснил, что расходы на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет средств, не учитываемых при налогообложении, принимающей стороны.

Кроме того, пункт 2 статьи 264 НК РФ называет также круг лиц, являющихся определяющими при отнесении расходов на прием и обслуживание:

  • представители сторон, участвующих в переговорах;
  • участники, прибывшие на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа.

Поэтому если организация осуществляет расходы по приему иных лиц, например членов ревизионной комиссии, то данные расходы не могут быть признаны представительскими, ведь члены ревизионной комиссии руководящим органом организации не являются.

Как показывает практика, налоговые органы запрещают относить в состав представительских расходов следующие затраты налогоплательщика:

  • стоимость подарков, вручаемых представителям делегации;
  • на оформление виз для иностранных партнеров (см. письмо Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 13 февраля 2002 года N 26-12/6751);
  • на оформление помещений для проведения официального приема;
  • на оплату аренды помещения, в котором проводится официальный прием (см. письмо Минфина Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 04-02-03/29).

Однако существующая арбитражная практика показывает, что суды не всегда соглашаются с мнением налоговых органов, поэтому у налогоплательщика есть шанс оспорить позицию налоговиков в судебном порядке.

Нормирование представительских расходов

Закон не разрешает тратить в представительских целях бесконтрольные суммы, потом списывая их, тем самым снижая базу налога на прибыль. Установлен жесткий лимит для данного вида затрат. Запрещено тратить в качестве представительских средства в размере свыше 4% от фонда оплаты труда на данный отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Поскольку с течением времени расходы на оплату труда растут, увеличивается и предельное значение представительских расходов. Если, к примеру, в 1 квартале представительских мероприятий не проводилось или денег затрачено на них было меньше нормы, то в остальных кварталах можно будет «разгуляться» – учесть больше средств по этой статье. Естественно, речь идет только об итогах текущего года.

Как оформить авансовый отчет по представительским расходам?

Высчитывать необходимую сумму ограничений по представительским расходам допустимо одним из 3 способов.

1 способ – квартальный. При заполнении декларации налога на прибыль в конце каждого квартала производят учет представительских расходов, принимая во внимание фонд оплаты труда за этот квартал. Этот способ удобнее для фирм с кассовым методом определения доходов и расходов. При превышении представительских расходов в период квартала образуется отложенное налоговое обязательство, которое может быть сторнировано по итогам года.

2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы. Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей.

3 способ – должностной. Фирма устанавливает, какие должностные лица могут быть ответственными за представительские мероприятия и какие максимальные суммы они могут на это истратить. Важно, чтобы расходы были осуществлены исключительно на заявленные цели. Необходима будет проверка на соответствие 4%-ному лимиту.

Ограничение по времени

Для всей страны действует правило, что продажа алкоголя находится под запретом с 23 часов вечера до 8 часов утра. Данное правило не распространяется на продажу алкоголя в открытых бутылках или в виде коктейля с алкоголем в бокалах.

Некоторые муниципальные образования воспользовались своим законным правом на увеличение временных промежутков, когда покупка алкоголя недопустима.

Приведем установленные ограничения на продажу в табличной форме.

Регион Время, когда алкоголем нельзя торговать
Санкт-Петербург 22.00 – 11.00
Республика Адыгея 22.00 – 11.00
Карачаево-Черкесская республика 21.00 – 11.00
Ивановская область 21.00 – 9.00
Республика Дагестан 20.00 – 10.00
Ненецкий АО 20.00 – 11.00
Чукотский АО 20.00 – 12.00
Тамбовская и Тюменская обл. 21.00 – 8.00
Владимирская область 21.00 – 9.00
Иркутская область 21.00 – 9.00
Новгородская область 21.00 – 10.00
Липецкая область 21.00 – 9.00
Кировская область 22.00 – 8.00 (выходные и праздники)

23.00 – 8.00

Амурская область 21.00 – 11.00
Псковская область 21.00 – 11.00
Еврейская АО 22.00 – 11.00
Краснодарский край 22.00 – 11.00
Коми 22.00 – 8.00
Рязанская область 22.00 – 8.00
Сахалинская область 22.00 – 8.00
Севастополь 22.00 – 8.00
Брянская область 22.00 – 8.00
Архангельская область 22.00 – 8.00
Московская область 21.00 – 11.00
Саратовская область 22.00 – 10.00
Астраханская область 21.00 – 10.00
ХМАО-Югра 20.00 – 8.00
Приморский край 22.00 – 9.00
Ленинградская область 22.00 – 9.00
Нижегородская область 22.00 – 9.00
Алтайский край 23.00 – 10.00
Республика Крым 23.00 – 10.00
Мурманская область 21.00 – 11.00
Калининградская область 22.00 – 10.00
Калужская область 22.00 – 10.00
Томская область 22.00 – 10.00
Тверская область 22.00 – 10.00
Удмуртия 22.00 – 10.00
Магаданская область 22.00 – 10.00
Республика Чувашия 22.00 – 10.00
Читайте также:  В России вступил в силу закон, усложнивший жизнь искателей сокровищ

В Москве алкоголь реализуется по федеральным правилам: с 8 утра до 23 вечера. Не стали вводить дополнительные ограничения республика Башкортостан, Карелия, Калмыкия, Северная Осетия, Хакасия, Волгоградская, Кемеровская, Курганская, Курская, Пензенская, Ростовская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области, Забайкалье.

В ночное время приобрести алкогольные напитки, не нарушая положения законодательства, можно в кафе, ресторанах, барах, буфетах, пабах.

Можно ли отнести представительские расходы на вычет?

Согласно п. 4 ст.245 НК РК представительские расходы относятся на вычеты в размере, не превышающем 1% от суммы расходов работодателя по доходам работников, подлежащим налогообложению (ст.322 НК РК) за налоговый период. Налоговым периодом для целей исчисления КПН является календарный год (п.1 ст.314 НК РК).

Для того, чтобы рассчитать сумму доходов работников, подлежащих налогообложению, нужно учесть выплаченные за отчетный год:

  • заработную плату;
  • премии;
  • доходы в виде материальной выгоды;
  • доходы в натуральной форме.

Из полученной суммы исключаются выплаты, которые не относятся к доходам физических лиц:

  • суточные в пределах норм, наем жилья (п.2 ст.319 НК РК);
  • возмещение материального ущерба, присужденное решением суда (пп.44 п.1 ст.341 НК РК).

После того, как составлен налоговый регистр с указанием всех выплаченных доходов, от итоговой суммы исчисляется 1%, который и будет предельной суммой вычета по представительским расходам на год.

Сумма расходов сверх рассчитанного 1%:

  • списываются за счет нераспределенной прибыли организации (если есть подтверждающие документы);
  • относятся на доход работников -подотчетных лиц (если нет подтверждающих документов) согласно ст.322 НК РК.

В 1 квартале 2021 года компания провела переговоры с деловыми партнерами и потратила на них 100 тыс. руб. без учета НДС. ФОТ организации за 1 квартал составил 1,5 млн руб. Поэтому в 1 квартале компания смогла списать на расходы для налога на прибыль только часть затрат на переговоры в сумме:

З = 1,5 млн руб. х 4% = 60 тыс. руб.

Во втором квартале представительских расходов у организации не было. ФОТ компании за полугодие составил 3,5 млн руб. Норматив 4% от этой суммы превысил расходы на переговоры в 1 квартале:

Н = 3,5 млн руб. х 4% = 140 тыс. руб.

Поэтому по итогам полугодия компания смогла списать на расходы по налогу на прибыль все 100 тыс. руб., затраченные на переговоры в 1 квартале.

Как подтвердить представительские расходы

Перечень документов, которыми нужно подтверждать представительские расходы, в НК РФ не регламентирован. По мнению Минфина, кроме стандартных первичных документов (накладные, акты, авансовые отчеты), для этого нужен отчет о проведенном мероприятии, утвержденный руководителем компании (письмо от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288).

Установленной формы этого отчета нет. Но для обоснования затрат необходимо включить туда всю основную информацию о встрече: место проведения, список участников, цель переговоров и достигнутый результат.

Представительские расходы, которые оплачены «по безналу» следует включать в расчет налога в том периоде, когда был утвержден отчет о мероприятии. Если же производились затраты наличными, то нужно списать расходы в наиболее позднюю из дат составления двух документов: отчета о мероприятии или авансового отчета сотрудника, который оплачивал расходы.

Документальное подтверждение представительских расходов

Хотя закон требует официально обосновывать затраты, конкретных указаний на документы для подтверждения таких расходов нет. Предоставить доказательства бизнес обязан, но какие именно — зависит от ситуации.

Требования к первичке

Кроме отчета о ПР, а также дополняющей его во многих случаях программы, подтверждение соответствующих расходов осуществляется посредством различных первичных источников.

Их можно классифицировать на 2 основные категории:

  • контрактные первичные документы (договоры, акты, счета — с контрагентами, оказывающими услуги в рамках проведения представительских мероприятий);
  • внутренние учетные документы (такие как отчет о проведении делового мероприятия).

Все типы первички должны соответствовать общим требованиям, отраженным в п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ, и содержать:

  • наименование;
  • дату составления документа;
  • название фирмы;
  • сведения об учитываемом хозяйственном факте;
  • сведения о величине измерения соответствующего факта, единицах данного измерения;
  • сведения о лицах, имеющих отношение к возникновению соответствующего факта, подписи данных лиц.

Первичка составляется в момент возникновения учитываемого хозяйственного факта либо в крайнем случае непосредственно после его возникновения (п. 3 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Руководитель фирмы должен утвердить формы первички, используемой в организации, в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Подобные издержки представляют собой затраты фирм на проведение всевозможных переговоров (включая продукты питания, буфетное обслуживание), посещение гостями различных культпрограмм, нанятого со стороны переводчика, смета на прием.

Налоговый кодекс строго контролирует и ограничивает категории подобных издержек. Потому требуется грамотное составление отчетной налоговой документации и бухгалтерского учета, особенно в бюджетном учреждении, где за все платит государство.

Читайте также:  Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы

Подобными издержками считаются затраты на сервис либо на приемы, сопровождение уполномоченных представителей, лиц, присутствующих на заседаниях правления либо прочих руководящих ячеек.

Роли не играет, где проводится встреча, в какое время или с каким числом участников переговоров.

Не важно, какой статус имеют приглашенные, результаты приема, заключены ли выгодные договора – подобные траты все равно будут попадать под эту категорию.

Представительские расходы

29.07.2015

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В составе прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией, особое место занимают представительские расходы. Возможность их учета предусмотрена только для налогоплательщиков, находящихся на общей системе налогообложения.

При этом в отличие от большинства других расходов, главой 25 НК РФ представительские расходы отнесены к нормируемым. Тем самым, законодатель ограничивает возможные злоупотребления. С другой стороны, Минфином и ФНС были изданы разъяснения, упрощающие учет данных расходов при налогообложении.

Представительским расходам посвящено предлагаемое интервью.

— Что относится к представительским расходам? Общее определение представительских расходов следующее – это расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подпункт 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Более подробно представительские расходы раскрываются в пункте 2 статьи 264 НК РФ.

В порядке, аналогичным учету представительских расходов, принимаются расходы на официальный прием и обслуживание участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

— Регулирует ли процесс ведения переговоров Гражданский кодекс? С 1 июня 2015 года расходы на проведение переговоров нашли свое отражение в Гражданском кодексе. Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ введена специальная статья 434.1 «Переговоры о заключении договора».

В соответствии с указанной статьей если иное не предусмотрено законом или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто.

Причем принцип экономической обоснованности расходов, понимаемый как направленность расходов на извлечение прибыли, отражен в ГК РФ в духе «налоговой выгоды».

С другой стороны, стороны переговоров обязаны действовать добросовестно, в частности, не допускать вступление в переговоры о заключении договора или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.

— Как установление факта недобросовестного ведения переговоров может отразиться на налоговых последствиях? Парадокс заключается в том, что сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки. Под убытками понимаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом.

Учет убытков в составе внереализационных расходов в полном объеме предусмотрен статьей 265 НК РФ.

Тем самым, необоснованные расходы на представительские расходы, понесенные недобросовестной стороной – участником переговоров, могут быть учтены ею в качестве признанных убытков.

А вот у потерпевшей стороны переговоров дополнительное налогообложение может возникнуть. Так как ей придется включать в состав внереализационных доходов суммы возмещения ущерба, признанные стороной, виновной в нарушении переговоров.

— Является ли обязательным документальное оформление порядка ведения переговоров? Стороны могут заключить соглашение о порядке ведения переговоров. Такое соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности.

— Если вернуться к перечню представительских расходов, установленному НК РФ, то является ли он исчерпывающим? К представительским расходам относятся расходы на: — проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия, то есть, ланча, ужина), включая расходы на приобретение спиртных напитков; — транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно; — буфетное обслуживание во время переговоров; — оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. С другой стороны, установлено два ограничения для учета представительских расходов. Не учитываются: — расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний; — представительские расходы в размере, превышающим в течение отчетного (налогового) периода 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот же отчетный (налоговый) период (пункт 42 статьи 270 НК РФ).

Это дает основание полагать, что перечень представительских расходов приведен как примерный и не носит исчерпывающего характера.

— Могут ли быть отнесены к представительским расходы на переговоры с физическими лицами – клиентами, в том числе потенциальными клиентами организации?

Представительские расходы и налог на прибыль

Представительские расходы — как эти расходы участвуют в расчете налога на прибыль? Главная особенность ПР в том, что они могут быть использованы фирмой, работающей на ОСН, для уменьшения налогооблагаемой базы. Но не полностью: в п. 2 ст. 264 НК РФ установлен лимит их применения в отмеченных целях, составляющий 4% от затрат на оплату труда в соответствующем налоговом периоде.

Как добиться максимально эффективного использования представительских расходов в целях оптимизации налоговой нагрузки на предприятие, читайте в этой статье.

Перечень затрат на оплату труда определен в ст. 255 НК РФ. Он является закрытым, равно как и перечень собственно представительских расходов, который приведен в НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *