Статья на тему: «Плюсы и минусы инклюзивного образования».

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья на тему: «Плюсы и минусы инклюзивного образования».». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Понятие инклюзивности

В большинстве случаев речь идет о проблемах со здоровьем, мешающих нормальной жизнедеятельности: инвалидности, особенностях физического или умственного развития.

В последние годы все чаще звучат предложения понимать под инклюзивностью не только создание условий для полноценного участия в общественных процессах лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и вопросы интеграции в активную социальную деятельность других групп населения. Это может быть устранение существующих препятствий для трудоустройства женщин или представителей отдельных национальностей.

Инклюзивный подход к организации общества предполагает равный доступ всех его членов ко всем благам, включая возможность для групп людей с ограничениями работать, отдыхать, перемещаться по миру наравне со всеми.

Инклюзивность направлена на изменение отношения общества к тем, кто в силу различных обстоятельств лишен возможности вести полноценную жизнь без создания для этого особых условий. Инвалиды, люди с отставаниями в развитии не должны восприниматься социумом как проблема.

Преимущества и недостатки инклюзивного образования

Главным плюсом внедрения принципа инклюзивности при обучении детей с ОВЗ можно назвать формирование толерантного общества, где каждый с пониманием и уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям остальных членов социума. Школьники приучаются воспринимать людей с особенностями развития как полноправных граждан, имеющих такие же права на образование, трудоустройство, физическое и интеллектуальное развитие, как и люди без проблем со здоровьем.

К другим преимуществам инклюзивного образования детей с ОВЗ относятся:

  • Расширенные возможности адаптации к обществу по сравнению с инвалидами, которые получают знания в специальных образовательных учреждениях и лишены общения со сверстниками.
  • Более качественное образование, чем в сегрегационных организациях. В обычной школе ребенок с ОВЗ осваивает стандартные учебные программы, при том что в специальном учреждении применяются упрощенные варианты. При таком подходе учащиеся-инклюзивники достигают лучших академических результатов, чем те, кто проходит обучение в закрытых школах.

За и против инклюзивного образования в таблице

Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

На чём основана идея инклюзивного образования

Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.

То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.

Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.

  • Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
  • Каждый человек мыслит и способен на чувства.
  • Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
  • Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
  • Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
  • Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.

Как работает инклюзивное образование в других странах?

Мировая инклюзивная практика образования началась с 70-х годов прошлого века с разработки проектов на законодательном уровне и внедрения образовательных возможностей для инвалидов. В 80-90-х годах исследовалась экономическая выгода инклюзии, преимущества, польза и выгоды. В 90-х годах инклюзия получила популярность, благодаря публикациям на тему проблемы недостаточной осведомленности родителей детей-инвалидов, активности взрослых инвалидов, защиты прав людей.

На сегодняшний день положения западного образования в инклюзивной среде включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В странах Европы и США существует несколько подходов:

  • Расширенный доступ к обучению детям с ограниченными потребностями.
  • Мэйнстриминг – общение учеников-инвалидов со сверстниками вне школы.
  • Интеграция – удовлетворение потребностей учеников-инвалидов в системе образования.
  • Включение (inclusion) – непосредственно сама инклюзия, т.е. перепланировка помещений под особые потребности таких детей.

Большинство западных стран выделяют финансы из государственного бюджета на инклюзивное образование и проявляют интерес в увеличении числа учащихся.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в таблице

Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей
и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и
талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей
с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и
мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями
в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к
человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.

Читайте также:  Проверка РПН недействительна: 10 признаков

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Инклюзивное образование: плюсы и минусы, особенности и рекомендации

Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Плюсы:

  • Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:
    • социальная компетентность (гибкость, эмпатия и заботливость, способность позитивной коммуникации, креативность);
    • навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);
    • независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);
    • навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).
      ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Минусы:

  • Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.

Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.
    ПОЛИЛОГ – разговор многих участников (ср. диалог – разговор двух участников)
  • Плохо говорящий ребенок, не всегда правильно понимающий смысл того или иного слова или фразы, часто оказывается предметом насмешек.
  • Сложности усвоения норм социального поведения, незнание которых может сделать ребенка еще и социальным инвалидом.
  • По мере осознания себя непохожими на других, неслышащие дети как бы воздвигают стену между собой и слышащими сверстниками, отказываясь общаться с ними, замыкаясь на себе самих или, если в группе присутствуют дети с аналогичными проблемами, образуют отдельную группу.
  • Неслышащий ребенок, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовом учебном заведении становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.
  • Дети с тяжелой потерей слуха редко приобретают себе друзей среди слышащих, и у них часто развивается чувство собственной неполноценности.
  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Читайте также:  Помощь многодетным семьям в 2023 году

Инклюзивное образование за и против

Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

  • Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
  • Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
  • Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие
  • Восемь принципов инклюзивного образования
  • 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4. Все люди нуждаются друг в друге;5.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.

Сторонники инклюзивного образования утверждают: образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. Такие дети способны учиться вместе со сверстниками в общеобразовательных школах, если общество создаст для этого необходимые условия.

Модели инклюзивного образования.

Нередко возникают мнения о том, что инклюзивное образование – это методика создания отдельных условий для обучения детей, страдающих различными заболеваниями, расстройствами и другими отклонениями. На самом деле данное утверждение не верно.

Систем инклюзивного образования подразумевает именно совместное обучение обычных школьников и детей, нуждающихся в дополнительных условиях и индивидуальном подходе. Согласно статистическим данным стран, в которых описываемая система уже существует и успешно работает долгие годы, совместное обучение «особых» и обычных детей значительно упрощает процедуру внедрения первых в жизнь общества. Более того, инклюзивное образование способствует повышению квалификации педагогического состава.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления

Выделяя основные плюсы и минусы инклюзивного образования, необходимо остановиться на проблемах. Хотя мировой опыт такого обучения не выявил негативных последствий ни для учеников с особыми потребностями, ни для их одноклассников, в отечественных реалиях есть ряд объективный и субъективных препятствий для полноценного внедрения инклюзии.

  1. Во-первых, педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
  2. Во-вторых, консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком учились дети с инвалидностью.
  3. В-третьих, финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство школ не имеют соответствующего оборудования и не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые.

На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования. О плюсах и минусах такого способа обучения чиновникам известно, направление считается приоритетным, однако на практике пока труднореализуемо.

Плюсы ИО Минусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях. Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков. Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».

В Москве работают более 1,5 тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – около пятидести. Кроме этого, в столице функционирует сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды:

  • детские сады компенсирующего или комбинированного вида;
  • специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты;
  • начальные школы — детские сады компенсирующего вида;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения»;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья»;
  • санаторно-лесные школы;
  • санаторные школы-интернаты;
  • центры образования;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждения начального и среднего профессионального образования.
Читайте также:  Какие налоги платит ИП в 2023 году

Первый регионом, узаконившим право ребенка-инвалида на получение образования в рамках общеобразовательной школы, стала Москва. В апреле 2010 года Мосгордума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010). Новый закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование, создает необходимые условия для получения необходимого именно им образования с учетом индивидуальных потребностей. Документ устанавливает порядок организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как в рамках общеобразовательной школы и специальных образовательных учреждениях, так и на дому, а также в любом другом избранном учреждении образования. Депутаты, члены комиссии по образованию и молодежной политике надеются, что теперь появится реальная возможность систематизировать выполняющиеся в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, установить порядок обучения детей-инвалидов в массовой (инклюзивной) школе.
Согласно положениям Закона, прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть организован на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии, а число учеников с ограниченными возможностями здоровья в одной школе определяется в соответствии с другими нормативными актами РФ и города Москвы. Кроме этого, новый закон предусматривает создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности. Законодательно определены особенности приема, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений, порядок финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, а также меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Финансирование инклюзивных школ осуществляется, как и массовых, общеобразовательных, по количеству учеников. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению «особых» детей, не укладываются в этот норматив. Сегодня существует острая потребность пересмотра системы финансирования таких школ, как вариант, по схеме специализированной коррекционной школы. Эти средства должны направляться только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий. Школа, в которой внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Более подробно требования прописаны в «Общем перечне рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

Существует восемь принципов инклюзивного обучения, которые противостоят ущемлению прав как здоровых детей, так и детей с инвалидностью:

  1. Достижения и способности человека не влияют на его ценность.
  2. Каждый имеет способность чувствовать и мыслить.
  3. Каждый имеет право общаться и быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование осуществляется на основе живой коммуникации.
  6. Каждый нуждается в дружбе с ровесниками и их поддержке.
  7. Достижение прогресса обучения возможно, развивая то, на что человек способен, нежели то, на что неспособен.
  8. Разностороннее развитие способно усиливать все области жизни.
  • Способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков.
  • Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
  • Инвалиды чувствуют себя частью общества – у детей-инвалидов появляется возможность заводить друзей среди сверстников, перенимать общественные модели поведения.
  • Социальное принятие – здоровые дети, работая с детьми-инвалидами, учатся принимать их, дружить с ними. Так подрастающее поколение становится толерантным и терпимым в обществе.
  • Адаптация учебной среды – обеспечиваются условия для удовлетворения образовательных потребностей детей конкретного учебного заведения.
  • При инклюзивном обучении дети получают более низкий уровень обучения, нежели их здоровые ровесники.
  • Процесс обучения затрудняют социальные и поведенческие сложности.
  • Недостаток квалифицированных кадров, умеющих сопровождать людей в инклюзивной среде.
  • Необъективная оценка ввиду снисходительного отношения.
  • Недостаток информации по учебным методам, из-за чего дети оканчивают школу, но отсутствует дальнейшее образование.
  • Отсутствие инклюзивного образования в большей части государства.
  • Несоответствие учебных планов и реальных возможностей ученика.
  • Часто отсутствует бюджет, чтобы приобрести специализированное оборудование и устройства.

Интеграция в образовании

Интеграция в образовании – это построение новой образовательной системы, основанной на включении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Интеграция в образовании предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием, созданием для них единого образовательного пространства, способного удовлетворить потребности всех его членов.

Интеграция в образовании связана с построением качественно новой образовательной системы, которая рассматривает мир, как систему и применяет специфические способы, методы, средства обучения, формы организации образовательного пространства.

Достижение интеграции в образовании реализуется следующими путями:

Интеграция может носить полный и частичный характер.

При полной интеграции обучение реализуется путем включения ребенка с отклонениями в развитии в образовательную среду нормальной школы. Это актуально при определенной степени развития отклонения учащегося т.е. уровень психического развития ребенка должен быть приближен к нормальному.

Частичная интеграция реализуется, когда обучение ребенка с ограниченными возможностями не может быть полноценным. Он способен освоить только часть учебной программы, а также присутствовать не на всех занятиях, а только на их части. Данная интеграция позволяет ребенку с отклонениями в развитии получить опыт взаимодействия со сверстниками.

Иногда интеграция реализуется путем временного внедрения ребенка в нормальную учебную среду т.е. они периодически объединяются с нормальными детьми, посещают обычную школу.

Интеграция в образовании отличается от инклюзии тем, что делает обучение в обычных учебных учреждениях доступным для детей с ограниченными возможностями. Ребенок просто внедряется в образовательную среду и обучается по одной с ними программе, тогда как, инклюзивное образование основано на специально созданной системе совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормальных детей. При этом используются разные образовательные программы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *