Права и обязанности учителей, учеников и родителей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности учителей, учеников и родителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.
У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью
А именно:
- Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
- Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
- Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
- Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
- Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников
Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:
- мирными разговорами;
- повышением тона для привлечения внимания и т.д.
Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.
В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):
- прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
- впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
- предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.
В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.
К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.
Что такое право учителя
Преподаватель – это ключ, запускающий работу системы под названием «школа». Его должны уважать, дослушивать до конца, не грубить, вести себя почтительно. Педагог не должен бояться высказать свою точку зрения, стесняться и терпеть угрозы от учеников или членов преподавательского состава.
У каждого человека есть свои права, нарушать которые не должен никто. В ином же случае того, кто унизил или оскорбил его, будет привлечен к административной ответственности.
Ученику нельзя выписать штраф или арестовать его, зато можно провести с ним воспитательную беседу и рассказать о нормах гражданского кодекса РФ, который предусматривает равные права всех учащихся и тех, кто проводит процесс обучения.
Право учителя – это его основная защита от грубости, нелицемерных действий, насилия и непочтительного отношения, к своей личности. Благодаря им, педагог может чувствовать себя человеком, а не подопытным животным.
Если дело касается грубости, наглости или неправомерных действиях учителя, к ученику, заявление следует писать именно в РАНО. Сферы влияния поделены так, что инстанция стоит выше директора и завуча, поэтому имеет право снимать и ставить людей на должности.
Конечно, увольнять и делать выговор педагогу, не имеют право даже вышестоящие чины. Но, когда дело имеет под собой прочную доказательную базу, его рассмотрение будет коротким, а наказание суровым.
- В заявлении необходимо указать следующие пункты:
- На кого оно;
- причину;
- первоисточник конфликта, ссоры, грубости;
- что требует заявитель: выговор, увольнение, передачу дела в прокуратуру или обычного предупреждения. Все зависит от ситуации и сторон конфликта.
Так как добиться справедливости с моргом?
Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.
Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.
Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.
Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.
Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.
Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.
Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.
Кого могут взять на работу в школу?
В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.
Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.
Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.
Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.
Права и обязанности учителей в школе
- каждый педагог должен обладать профессиональным образованием и личными качествами, позволяющими участвовать в обучении детей – обязательным условием является регулярное подтверждение квалификации, ее повышение на курсах и обучающих программах;
- учитель обязан соблюдать права учеников, в том числе – на объективную оценку их знаний, соблюдение личных прав и свобод, реализацию полного курса образования и т.д.;
- учитель, как представитель школы, отвечает за физическую и психическую неприкосновенность ребенка – не допускается применение силы или угроз, оскорблений и унижений ребенка, предоставление необоснованных преимуществ при обучении и т.д.;
- педагог обязан соблюдать стандарты обучения, режим работы образовательного учреждения, кодекс профессиональной этики.
В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:
— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);
— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.
Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.
Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.
Право на получение основного образования
В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.
Дети приходят в школу, чтобы но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.
Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс — начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.
По окончании школы выдается аттестат о среднем образовании, но для его получения необходимо сдать выпускные экзамены, которые подтвердят, что ребенок не зря проходил в школу 11 лет. Только с этим документом выпускник имеет полное право продолжить свое образование в высшем или среднем специальном заведении.
Права классного руководителя
После того как ребенок переступает порог школы в первый раз, он попадает в руки своей второй мамы — классного руководителя. Именно этот человек станет их главным наставником, защитником и путеводителем в новую для них школьную жизнь. У всех классных руководителей, равно как и у других учителей, имеются свои права, которые заключаются в следующем:
- Наверное, самое главное право — это следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика в школе.
- Классный руководитель может самостоятельно разрабатывать на свое усмотрение программу работы с детьми и их родителями.
- Может рассчитывать на помощь администрации.
- В его праве пригласить родителей в школу.
- Всегда можно отказаться от обязанностей, которые не входят в круг его профессиональной деятельности.
- Классный руководитель имеет право на информацию о психическом и физическом здоровье своих воспитанников.
Чтобы следить за соблюдением своих прав, прежде всего необходимо их хорошо знать.
Домашнее обучение решит конфликты?
Не факт. Домашнее обучение требует помощи учителей: вряд ли родители смогут качественно заниматься с ребенком по всем предметам. Учителя могут быть те же, что и раньше — и они могут быть недовольны, потому что им нужно лишнее время тратить на ученика. К тому же в классе конфликты могут нивелироваться, делиться на всех. А здесь конфликт может только разгореться.
Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно убедиться в собственных силах и провести несколько бесед с директором. Сначала нужно узнать, сколько учеников в школе обучаются дома, насколько им это удается. Если положительный опыт есть, нужно оговорить все условия: взять учебный план, образовательные программы по каждому предмету, взять учебники из библиотеки и узнать, как часто с ребенком будут заниматься учителя.
В России 100 000 семей ежегодно выбирают домашнее обучение. Основная причина — недовольство качеством образования в школе.
Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании
Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.
В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:
- работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
- оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
- не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
- при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
- выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.
Имеет ли право учитель оставлять класс после уроков?
Учителя часто требуют у класса остаться в школе после уроков по следующим причинам:
- подготовка мероприятий;
- подготовка к конкурсам или олимпиадам;
- проектная деятельность;
- воспитательная беседа;
- переписывание контрольной работы.
Дети не всегда готовы оставаться добровольно, если у них есть личные планы, дополнительные занятия вне школы и другие обстоятельства. В результате возникает конфликт, а учитель может угрожать плохой оценкой или другими негативными последствиями. Вот что нужно знать родителям.
- Ребенок не обязан находиться в школе в часы, когда нет уроков по расписанию.
- Ребенок имеет полное право уйти из школы после уроков, какое бы мероприятие ни назначила школа.
- Школа не имеет права выставлять оценки за участие в дополнительных мероприятиях или за работу после уроков.
Школа также не имеет права требовать объяснительную записку по поводу того, что ребенок ушел после уроков, даже если классу назначили какое-либо мероприятие, если его родители не давали на это письменного согласия. Например, если школа запланировала экскурсию или конкурс, она обязана уведомить родителей и получить их согласие. Тогда школа несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка в этот период и он с согласия родителей остается в школе.
Учителя не принимают в школе ни одного решения
Школа — это всего лишь верхушка образовательного айсберга, учитель — незначительный винтик в этом огромном механизме. Система образования абсолютно деспотична, в ней царит строгая иерархия. По сути, учителя не принимают в школе ни одного хоть сколько-нибудь важного решения. Очень часто педагогам на совещаниях приходится выслушивать заявления о том, что учителя — это обслуживающий персонал, «не нравится, ищите другую работу». От директора школы тоже мало что зависит, основные решения принимаются в комитетах, департаментах, министерствах. Сложно посчитать, сколько чиновников от образования приходится на одного учителя, но думаю, что немало. Главная их функция — проводить проверки в школе. Декларируемая цель проверок — следить, чтобы права детей не нарушались. На деле это оборачивается самыми нелепыми требованиями. Например:
- в каждом кабинете должен висеть термометр;
- несколько лет назад в каждом классе обязали повесить объявление «К окнам не подходить» (думаю, что дело здесь не в возможных снайперах, засевших на крышах, а в том, что «ребенок может выпасть из открытого окна»);
- на парты необходимо наклеить кусочки цветной изоленты (якобы это маркировка, которая обозначает… в общем, что-то обозначает).
Приведу ряд цитат из аналитической справки, сформированной по результатам проверки Рособрнадзора в 2018 году. Согласно этому документу в школьных документах были выявлены следующие нарушения:
- «использование понятия “родители (законные представители)” вместо “родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся”»;
- «…используется понятие “дети” вместо понятий “обучающиеся”, “воспитанники”»;
- «…используется понятие “лицензия на образовательную деятельность” вместо “лицензия на осуществление образовательной деятельности”» и т.д.
Каждый чиновник от образования, начиная от директора школы и заканчивая, как мне кажется, министром, озабочен тем, чтобы не потерять свое место. Качество образования чиновника волнует мало. Главное — чтобы на вверенном ему участке не было каких-либо происшествий, а показатели были хорошими. Может быть, поэтому чиновники любят изображать горячую любовь к детям и трепетное отношение к их правам.
«Учитель должен оставаться в школе после уроков»
Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.
Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.
Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.
«Обязан ли учитель отпускать с урока освобожденного от физкультуры ученика?»
Такой вопрос задают юристам довольно часто, так как обычно учитель заставляет школьника присутствовать в спортивном зале, даже если тот освобожден от физкультуры.
В этой ситуации родителям важно понять, что школьник освобождается от занятий физической культурой, а не от присутствия на конкретном уроке. Согласно закону, школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период пребывания их в школе, то есть в течение времени, отведенного на все уроки в данный день в соответствии с расписанием. Поэтому просто так разрешать ученику уходить с уроков категорически нельзя.
Иными словами, даже если школьник освобожден от физкультуры, он должен в момент урока находиться в спортивном зале под присмотром учителя, а вот отпустить ребенка домой или погулять на это время учитель права не имеет.