Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организационно-правовые формы некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Понятие и виды некоммерческих организаций (НКО) включает организации, которые обладают правами юридического лица. Они не имеют основной цели в виде извлечения прибыли, не ведут предпринимательскую деятельность для получения дохода. Тем не менее, такая деятельность допустима, если это приводит к достижению целей, ради которых они сформированы.

Общественные объединения

1. Понятие общественного объединения

Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.

К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.

Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.

Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.

Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.

Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

2. Управление общественным объединением и права и обязанности его членов

Высшим (волеобразующим) органом общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом объединения. Из числа своих членов общественные объединения в обязательном порядке избирают коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом данного юридического лица. В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Все члены общественных объединений имеют равные права и обязанности, предусмотренные их уставами. Каждый член объединения вправе принимать участие в управлении его деятельностью в порядке, предусмотренном уставом, обладая одним голосом при решении вопросов его деятельности. Уставом общественного объединения для его членов может быть предусмотрено корпоративное право пользования имуществом объединения. Это означает, что в процессе осуществления деятельности объединения все его члены вправе безвозмездно пользоваться его имуществом в порядке и на условиях, определенных уставом объединения.

Члены общественного объединения несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов. В соответствии с уставом объединения за нарушение своих обязанностей его члены могут быть исключены из состава объединения.

Выход участника из состава объединения не влечет для него никаких имущественных последствий, а потому осуществляется беспрепятственно. Никакой взаимной имущественной ответственности объединения и отдельных его членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК).

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:

  • некоммерческие партнерства;

  • учреждения;

  • автономные некоммерческие организации;

  • социальные, благотворительные и иные фонды;

  • ассоциации и союзы;

  • общественные или религиозные организации (объединения);

  • общины коренных малочисленных народов;

  • казачьи общества.

Читайте также:  ВС уточнил, что доказывает фактическое принятие наследства

Субъекты малого и среднего предпринимательства

В состав субъектов малого и среднего предпринимательства можно включить коммерческие компании и потребительские кооперативы, которые занесены в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Исключением можно считать государственные и муниципальные унитарные предприятия. Также к субъектам предпринимательства относятся фермерские (крестьянские) хозяйства и физические лица, которые были занесены в ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) и работают без образования юридического лица. Перечисленные предприятия должны отвечать нескольким условиям.

Если рассматривать юридические лица, то общая доля участия государства, его субъектов и муниципальных образований, зарубежных предприятий и граждан, религиозных и общественных организаций (объединений), благотворительных и других фондов в уставном капитале не должна быть более 25%. Из этого исключается сумма активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Доля участия, которая принадлежит одному или нескольким предприятиям, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может быть более 25%.

Последнее ограничение не относится к хозяйственным обществам, работа которых состоит в практическом использовании (внедрении) итогов интеллектуальной деятельности (например, программы для ЭВМ, базы данных, промышленные образцы и др.). Исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности таких предприятий принадлежат учредителям (участникам). Это могут быть бюджетные научные учреждения или сформированные государственными академиями наук научные учреждения, бюджетные образовательные учреждения ВПО и др.

Еще одно условие заключается в том, что среднее число сотрудников за предыдущий календарный год не должно быть больше следующих предельных значений для каждой категории субъектов:

  • средние предприятия — 101-250 сотрудников;
  • малые предприятия — до 100 человек (включая микро-предприятия — до 15 человек);

Для таких предприятий предусмотрено еще одно условие, которое состоит в том, что их выручка от продажи продукции за исключением НДС, а также балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных фондов и НМА) за предыдущий отчетный период не превысила предельные значения. Их формирует Правительство для каждой категории предприятий малого и среднего бизнеса.

Среднее число персонала микро-предприятий, малых или средних предприятий за календарный год можно определить, учитывая всех сотрудников. Сюда необходимо включить и тех, кто осуществляет работу в компании по гражданско-правовому договору или по совместительству. Здесь важно учесть реально отработанное время, персонал представительств, филиалов и прочих обособленных подразделений.

Замечание 5

Не допускается в процессе государственной регистрации компаний малого и среднего бизнеса требовать у них документы, находящиеся в распоряжении органов государства, местного самоуправления или организаций, которые находятся под ведомством органов местного самоуправления или государства. Исключением могут быть ситуации, когда подобные документы включены в ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Для реализации политики страны в сфере совершенствования малого и среднего бизнеса, ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ предусматривают несколько мер:

  • использование малыми предприятиями специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета, упрощенных форм деклараций по некоторым типам налогов и сборов;
  • применение упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности, что предусматривается для малых предприятий;
  • упрощения при составлении статистической отчетности субъектами малого и среднего бизнеса;
  • льготы при расчетах за имущество государства и муниципалитета, которое приватизируют субъекты малого и среднего бизнеса;
  • отдельные особенности участия малых предприятий в качестве поставщиков (исполнителя, подрядчика), что необходимо для размещения заказов на поставку продукции (работ, услуг) для нужд государства и муниципалитета;
  • мероприятия в области обеспечения прав и законных интересов малых и средних предприятий в процессе осуществления контроля (надзора) государства;
  • мероприятия в сфере обеспечения финансовой поддержкой малых и средних субъектов предпринимательства;
  • развитие инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий и др.
  • Запрещено оказывать поддержку следующим малым и средним предприятиям:
  • кредитные и страховые компании (исключая потребительские кооперативы), инвестиционные фонды, негосударственный пенсионный фонд, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • участники соглашений, касающихся раздела продукции;
  • организации, ведущие коммерческую деятельность в игорном бизнесе;
  • производители и продавцы подакцизной продукции;
  • предприятия, добывающие и реализующие полезные ископаемые (исключая общераспространенные полезные ископаемые).

Инфраструктура поддержки включает в себя совокупность коммерческих и некоммерческих предприятий, которые формируются и ведут свою деятельность. Также они могут быть привлечены как поставщики (исполнители, подрядчики). Эти компании размещают заказы на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства и муниципалитета. Они реализуют федеральные программы развития субъектов малого и среднего бизнеса, программы регионального развития малых и средних предприятий, муниципальные программы развития субъектов, включая оказание им помощи.

В состав инфраструктуры поддержки также можно включить центры и агентства в области развития предпринимательской деятельности, государственные и муниципальные фонды поддержки бизнеса, фонды помощи кредитованию (фонд поручительства, гарантийный фонд), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды. Последние привлекают инвестиции для предприятий малого и среднего бизнеса. Также помощь оказывают различные технопарки, научные парки, инновационные, консультационные, лизинговые и технологические центры, бизнес-инкубаторы, агентства, поддерживающие экспорт продукции и др.

Помощь предприятиям среднего и малого бизнеса и организация инфраструктуры этой поддержки заключается в финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержке. Помощь оказывается в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, поддержки в сфере инноваций и промышленного производства, ремесла, поддержки сельскохозяйственных предприятий и предприятий, которые ведут внешнеэкономическую деятельность.

Помощь предприятиям в области инноваций и промышленного производства могут оказывать органы власти государства. Существует несколько видов такой поддержки:

  • формирование компаний, которые образуют инфраструктуру поддержки и оказывают помощь (центры коммерциализации технологий, технопарки, технико-внедренческие и научно-производственные зоны);
  • содействие в сфере патентования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и достижений селекции, государственная регистрация других результатов интеллектуальной деятельности;
  • формирование условий, обеспечивающих привлечение малых и средних предприятий к заключению договоров субподряда, предусмотренных для сферы инноваций и промышленного производства;
  • образование акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

В Российской Федерации правовые основы деятельности некоммерческих организаций начали формироваться только в 1990-е годы. До 1990-х годов основным аналогом международной концепции некоммерческой организации в России являлась общественная организация — добровольное самоуправляемое объединение граждан, созданное для реализации личных интеллектуальных, творческих, научных, профессиональных, спортивных, культурных и иных интересов, существующее как членская организация, не преследующая коммерческих и коммерческих целей.

Некоммерческие юридические лица имеют ряд признаков, не свойственных коммерческим организациям:

  1. в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие организации могут создаваться во всех формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и иными законами.
  2. Правовая дееспособность некоммерческих организаций носит особый характер, т.е. некоммерческие юридические лица имеют право осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно предусмотрены их учредительными документами и законом.
  3. Некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, используется для целей, для которых организация была создана. Потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых имеют право на получение ликвидационной доли, освобождаются от уплаты налогов, если иное не предусмотрено законом или уставными документами этой организации.
  4. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью только до тех пор, пока она служит целям, ради которых она была создана. Например, прибыльное производство товаров и услуг, соответствующее целям, для которых была создана некоммерческая организация, а также приобретение и отчуждение ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в коммерческих компаниях, участие в партнерствах на доверительной основе в качестве вкладчика.
Читайте также:  Алименты с пенсии: платятся ли в 2023 году, форма, размер и порядок взыскания

Только в одном случае законодательный орган ограничивает участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Объединения коммерческих организаций сами по себе являются некоммерческими организациями, и если по решению участников объединения им поручается осуществление предпринимательской деятельности, то оно подлежит преобразованию в коммерческое общество или товарищество, т.е. становится коммерческой организацией в силу организационно-правовой формы; но при этом право на распределение прибыли между участниками уже приобретено. Требование о преобразовании не распространяется на объединения некоммерческих организаций, поэтому им не запрещается осуществлять коммерческую деятельность.

Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и бенефициарами, то есть получать пожертвования от благотворителей, помощь от волонтеров. Благотворительные пожертвования могут принимать следующие формы:

  • альтруистическая (безвозмездная или на льготных условиях) передача собственности, включая деньги и (или) объекты интеллектуальной собственности;
  • альтруистические (безвозмездные или льготные) передачи прав владения, пользования или распоряжения объектами собственности
  • бескорыстное (безвозмездное или концессионное) выполнение юридическими лицами-филантропами работ, оказание услуг.

Некоммерческая организация считается юридическим лицом с момента ее государственной регистрации. Он устанавливается без ограничения срока его деятельности, если иное не указано в учредительных документах. Учредительными документами некоммерческой организации являются устав и учредительный договор. Регистрация некоммерческих организаций является одной из самых трудоемких и сложных процедур регистрации. В связи с большим количеством форм организационного права часто возникают трудности при подготовке учредительных документов и самом процессе регистрации.

Формы некоммерческих организаций

Организационно-правовые формы НКО перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ. Так, юридическими лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • автономных некоммерческих организаций;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
  • учреждений;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • общественных движений;
  • религиозных организаций;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • адвокатских палат;
  • адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Указанный перечень организационно-правовых форм является закрытым.

Кроме этого, Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические лица делятся на два вида корпоративные и унитарные.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган являются корпоративными (корпорациями): ассоциации (союзы), общественные организации, общественные движения, адвокатские палаты и адвокатские образования и др.

Особенность некоммерческих организаций в России

Некоммерческая организация (сокращенно – НКО) создается для целей, обращенных на достижение общественных благ. Например, социальных либо благотворительных. Получение прибыли не является ее основной целью, а сама прибыль не полежит разделу, тем более среди участников. Данное определение содержит ст. 2 ФЗ РФ № 7 от 12.01.1996 (акт. ред. от 02.12.2019).

Важно! НКО может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но при условии, что она предусмотрена уставом и способствует достижению поставленных целей, для которых создана НКО.

Список видов деятельности, которые может осуществлять НКО, ограничен. Все они являются социально-ориентированными и обозначены в ст. 31.1 ФЗ РФ № 7.

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Читайте также:  Планируется ли амнистия на 2023 г. по ст. 264.1 УК РФ?

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Что такое некоммерческая организация

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. В этом заключается принципиальное отличие некоммерческих организаций от организаций коммерческих.

Некоммерческие организации могут создаваться:

  1. для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей,
  2. в целях охраны здоровья граждан,
  3. развития физической культуры и спорта,
  4. удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
  5. защиты прав, законных интересов граждан и организаций,
  6. разрешения споров и конфликтов,
  7. оказания юридической помощи,
  8. а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Юридическая форма организации представляет собой комбинацию определенных признаков, которые объективно различаются в общей системе признаков организаций. Они отличают эту группу компаний от всех других.

Рассмотрим возможные варианты организации НКО более подробно.

Правовое положение некоммерческих корпоративных организаций заключается в том, что к ним относятся организации, которые не преследуют прибыль в качестве главной цели своей работы и не распределяют прибыль между участниками. Учредители получают право принимать участие в управлении этими компаниями и формировать их высший орган в согласовании с пунктом 1 ст. 65.3 ГК РФ.

Организационно-правовые формы некоммерческих корпоративных компаний следующие:

  • потребительский кооператив;
  • общественная организация;
  • объединение (объединение);
  • нотариальная палата;
  • товарищество собственников недвижимости;
  • казачье общество;
  • община коренных малочисленных народов России.

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных компаний следующие:

  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, которая была создана гражданами и организациями на базе добровольных имущественных платежей. Он осуществляет благотворительные, культурные, образовательные либо прочие социальные, общественно полезные задачи.

Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, которая была создана обладателем для реализации управленческих, общественно-культурных либо других функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация является унитарной некоммерческой организацией, которая не имеет членства и организована на базе имущественных взносов людей и организаций в целях оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и остальных областях некоммерческой работы (ст. 123.24 ГК РФ).

Достоинства и недостатки разных форм организации

Потребительский кооператив:

  1. Плюсы: распределение доходов, стабильность торговли, муниципальная поддержка.
  2. Минусы: ответственность за долги, полный рабочий процесс, необходимость дополнительных инвестиций в случае затрат.

НП:

  1. Плюсы: безопасность прав на имущество, перед кредиторами нет ответственности, свобода выбора организационной структуры.
  2. Минусы: прибыль не распределяется, разработка документации.

Ассоциация:

  1. Плюсы: трансформация в товарищество, бесплатное пользование услугами участников.
  2. Минусы: ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет.

Фонд:

  1. Плюсы: возможность предпринимательства, огромное количество владельцев, отсутствие долговой ответственности, имеет свою собственность.
  2. Минусы: ежегодная общественная отчетность, возможность признания банкротства, нет возможности преобразования.

Религиозные объединения:

  1. Плюсы: не имеют имущественных прав.
  2. Минусы: не несут ответственности за долги.

Учреждения:

  1. Плюсы: предоставление услуг за некоторую плату.
  2. Минусы: ответственность перед кредиторами, собственность принадлежит владельцу.

Общественные организации:

  1. Плюсы: не несут ответственности за долги, предпринимательство разрешено. Свобода в выборе задач, способов работы.
  2. Минусы: члены не претендуют на переданные активы и взносы.

Унитарные НКО:

  1. Плюсы: нет членов, имеют преимущество быстро принимать решения насчет возникающих проблем.
  2. Минусы: трудность принятия конечных решений с огромным числом владельцев.

Таким образом, НКО, несмотря на то что не заняты получением дохода, являются организациями в силу особенного законодательного статуса и правового положения некоммерческих организаций. Они наделены надлежащими правами и обязательствами (с чертами, которые были установлены особыми законодательными актами).

Одновременно главной особенностью законодательного статуса некоммерческих компаний будет то, что они производят деятельность в согласовании с целями, обозначенными в их уставах, которые не связаны с извлечением дохода.

В итоге некоммерческая организация, название которой успешно зарегистрировано в установленном порядке, приобретает исключительное право на ее создание. Местом некоммерческой организации считается место ее государственной регистрации. Эти сведения, а конкретно заглавие и местонахождение, непременно должны указываться в учредительной документации.

Что такое НКО в России?

НКО — это аббревиатура: некоммерческая организация. Предназначение такой структуры ясно из названия: НКО занимаются деятельностью, не направленной напрямую на извлечение прибыли.

Госслужба (НКО) — что это значит?

Как было упомянуто ранее, некоммерческая организация может функционировать, сохраняя полную автономность или взаимодействуя с государством. В последнем случае НКО получает регулярную материальную поддержку и гранты на осуществление деятельности в рамках принятого Устава; работа на такую организацию (при условии, что сотрудник получает за это вознаграждение) и является госслужбой в рамках НКО.

Как и во всех остальных случаях, некоммерческая организация, связанная с государственными структурами, не ставит основной целью извлечение прибыли; довольно часто в ней поддерживается то же соотношение: 1/5 от доходов, включая поддержку и гранты, уходит на заработную плату сотрудников, а остальные 4/5 — непосредственно на выполнение миссии.

Отличительные особенности некоммерческих организаций, связанных с государством:

  1. Сотрудники НКО, как и госслужащие, получают стабильную заработную плату, определённую в трудовом договоре и не зависящую в основной своей части от текущего результата работы. Премии и другие выплаты поощрительного и компенсационного характера также присутствуют.
  2. Оклад трудящегося в НКО такого типа ниже, чем в большинстве независимых организаций, являющихся работодателями, и коммерческих структур.
  3. Короче список должностных обязанностей сотрудника; обычно он подразумевает ряд конкретных действий организационного характера или непосредственное общение с представителями фокусной группы — без каких-либо творческих изысканий со стороны работника.
  4. Сотрудник НКО, связанной с государственными структурами, должен иметь навыки работы с людьми и если не испытывать от этого удовольствие, то хотя бы не воспринимать общение как неприятную обязанность — иначе, с учётом небольшого оклада и строгой регламентации действий, делать на такой работе нечего.

Выбор вида НКО, постановка целей

Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:

  1. Внутренние — НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
  2. Внешние — деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).

Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть — внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов — внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.

Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.

Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:

Форма НКО Цели Право управления Имущественные права Ответственность
Внутренние Внешние Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Общественные + + + + +
Фонды + + + +
Учреждения + + + + +
Ассоциации + + + + +
НП + + + +
АНО + + + +


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *