Виды наказаний за тахограф в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды наказаний за тахограф в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Временные нормы управления и отдыха изложены в новой редакции Правил дорожного движения с 01.11.2019 года, согласно Федеральному Закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение норм времени управления транспортом караются для водителей и работодателей штрафом.
Штрафы для физических лиц
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение норм времени управления и отдыха | 1 500 — 2 000 рублей |
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Штраф за езду без тахографа в ЕС
Попытка передвижения по странам ЕС без тахографа чревата для водителя крупными штрафами. Следует помнить, что в данных странах к транспортным средствам выдвигаются определенные требования.
К числу наиболее распространенных относятся:
- Максимальная продолжительность нахождения водителя за рулем в течение суток не может превышать 8 часов.
- В исключительных случаях допускается нахождение водителя за рулем до 9-10 в течение суток. Но для этого нужны весомые основания, но и периодичность такого явления не должна превышать 2 раза в неделю.
- Через каждые 4 часа нахождения за рулем водитель должен делать перерыв. Его продолжительность не может быть менее 45 минут и это время отдыха не включается в общий отдых в течение суток.
- Минимальная продолжительность отдыха для водителя в течение суток не может составлять менее 11 часов.
- Обязательное наличие выходного дня. В течение рабочей недели, продолжительность которой составляет от 36 до 45 часов водителю положен оплачиваемый выходной день.
- Ответственность за работоспособность и наличие тахографа в кабине транспортного средства полностью лежит на водителе или водителях (в случае, если ТС находится по управлением нескольких человек).
Понятие «карта тахографа для водителя» и ее назначение
Карта тахографа представляет собой микрочип с определенной информацией, который при взаимодействии с тахографом (бортовым самописцем) дает возможность осуществлять дистанционный контроль за действиями водителя в период работы на маршруте (в рейсе) и фиксировать нарушения условий работы и перемещения.
Назначением карты контрольного устройства является:
- непрерывная фиксация данных о ходе осуществления маршрута. Показания прибора будут фиксировать, в том числе и нарушения соблюдения режима труда и отдыха, скоростных ограничений и отклонения от маршрута;
- идентификация водителя, занятого в коммерческих грузоперевозках;
- фиксация условий работы водителя.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Ключевые моменты приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.
Был определен порядок оснащения тахографами транспорта физических лиц, так же теперь физическое лицо может оформить карту предприятия.
Категории ТС | M3 | M2 | N3 | N2 |
Экологический класс не установлен | 1 ноября 2019 | 1 августа 2020 | 1 марта 2020 | 1 декабря 2020 |
Экологический класс 0…3 | 1 февраля 2020 | 1 ноября 2020 | 1 июня 2020 | 1 марта 2021 |
Экологический класс > 4 | 1 мая 2020 | 1 февраля 2021 | 1 сентября 2020 | 1 июня 2021 |
ТС, принадлежащие многодетным | 1 января 2022 |
Логика такого порядка оснащения понятна. Самую большую опасность на дорогах представляют старые автомобили, чем они новее, тем выше экологический класс.
Определение тахографу дано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это устройство, которое регистрирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей. Оно обязательно только в отдельных случаях, поэтому автолюбителям, которые занимаются частным извозом, не надо задумываться на тему, какой штраф за отсутствие тахографа в 2021 г.
Сферы применения тахографа
Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:
-
скорость движения;
-
пробег;
-
маршрут следования;
-
время работы и отдыха водителя.
Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.
Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.
В перечень входят:
-
ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).
-
Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).
Штраф за тахограф юридическому лицу
Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.
Примеры:
- На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
- Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
Контроль исправности тахографа
Чаще всего проблемы с тахографом возникают по причине его поломки. Обычно и большие, и маленькие компании не допускают его отсутствия.
Поэтому исправность тахографа стоит проверять перед каждым выходом в рейс, а в случае обнаружения каких-либо неисправностей обращаться в сертифицированную мастерскую.
Профилактика неисправностей начинается с осмотра механика. Он проверяет исправность и убеждается в том, что параметры устройства соответствуют требованиям, изложенным в технической документации.
Штраф должностному лицу может быть выписан тогда, когда в процессе проверки ГИБДД будет обнаружена неисправность тахографа, при этом в путевом листе имеется отметка о том, что транспортное средство прошло контроль технического состояния.
- Для того чтобы иметь уверенность в том, что тахограф исправлен, следует не игнорировать профилактический осмотр и использовать сервисы для расшифровки и анализа ddd-файлов, которые создает конкретное устройство.
- Также стоит обращать внимание на пробег. Бывают ситуации, когда пробег тахографа большой, при этом активность водителя невысокая или наоборот. Это — явное свидетельство того, что тахограф не справляется со своими функциями.
Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.
В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках.
За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело.
Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.
Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.
Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.
Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году
Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:
Нарушение | Физическое лицо | ИП |
---|---|---|
Отсутствие оборудования | 1000-3000 | 5000-10000 |
Тахограф в нерабочем состоянии | 1000-3000 | 5000-10000 |
Нарушен режим работы и отдыха | 1000-3000 | 5000-10000 |
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС | 1000-3000 | 5000-10000 |
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.