Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:

  • Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.

  • В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.

  • Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
  • Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Велосипедист сбил пешехода

Статья 12.24 КоАП. Могут и лишить, а могут и просто оштрафовать. Лучше заключите соглашение с юристом (адвокатом)

Конечно, детский или подростковый велосипеды не должны рассматриваться как источники повышенной опасности, так как они либо вообще не имеют вредоносных свойств, либо такие свойства незначительны. А вот что касается велосипедов для взрослых, а тем более спортивных моделей, то здесь все не так однозначно. И только суд может решить этот вопрос.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

Читайте также:  Как стать ветераном труда Рязанской области и что это дает

Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

В каких случаях велосипедист может ехать по тротуару:

– ему меньше 14 лет

– он сопровождает велосипедиста возрастом до 14 лет

– он перевозит ребенка в возрасте до семи лет

– если отсутствуют велодорожка, проезжая часть и обочина

Кстати! Согласно ПДД, если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине подвергает кого-либо опасности или создает помехи, владелец двухколесного транспорта должен спешиться.

Андрей Губанов, член Общественной палаты Московской области:

– Если велосипедист нанес вам реальный ущерб, вы имеете полное право требовать компенсацию в рамках гражданского права. Например – за лечение, порванные вещи, разбитый при падении гаджет. Для этого нужно вызвать полицию и зафиксировать случай наезда. Затем зафиксировать повреждения в медучреждении.

Какие проблемы у велосипедистов?

Водители автомобилей не воспринимают велосипедистов как полноценных участников дорожного движения, а велосипеды как транспортные средства. Часто автомобилисты думают, что велосипедисты должны ездить только по тротуарам, их не надо пропускать и т. д. Кто-то не задумывается о том, что велосипеды могут ездить довольно быстро и у них тоже есть тормозной путь. По сути, все проблемы так или иначе следуют из этого, и вот самые частые.

1. Машины не пропускают при повороте направо. Последствия — от неопасного мата из машины до столкновения, которое может закончиться печально. Почему так происходит? Водители не знают правил или не хотят соблюдать их (а в таком случае велосипеды надо пропускать (пункт 1 раздела 13 ПДД РК)) и не смотрят в зеркало, поэтому легко могут снести велосипедиста, который с ними поравнялся.

2. Водитель недооценивает скорость велосипедиста и выезжает прямо перед ним. Думает о том, что успеет уехать, пока велосипедист доедет до него. Так покалечилось и даже погибло немало людей, ведь по ровной дороге шоссейный велосипед легко идёт 30–40 км/ч, а на спуске разгоняется до 80–90 км/ч.

ДТП водителя авто и велосипедиста при выезде с прилегающей территории

В соответствии с правилами дорожного движения, при въезде или выезде с прилегающей территории автомобилист должен уступать дорогу пешеходам или водителям велосипедов, при условии, что он пересекает траекторию их движения. Данное требование распространяется на автолюбителя во всех случаях, вне зависимости от того, передвигается человек по тротуару или по проезжей части автомобильной дороги.
То есть в случае, если во время выезда или въезда на прилегающую территорию произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате того, что автомобилист задел велосипедиста, сотрудники ГИБДД привлекут к ответственности именно водителя автотранспорта.

Читайте также:  Размеры пособия по безработице

В случае если ДТП с участием велосипеда и автомобиля произошло на тротуаре или на дорожке, предназначенной для движения двухколесного транспорта, то вина водителя машины также будет очевидна.

Правила движения транспортного средства в жилой зоне

Для начала стоит разобраться, в чем разница между дворовой территорией и жилой зоной. Первая — это участок, прилегающий непосредственно к дому. На нем нет ни тротуаров, ни дорог. (Обычно это детская площадка либо газончики с лавочками.) А вот жилая зона — это дорога, разделенная на тротуары и проезжую часть.

СПРАВКА! Конкретных ПДД на дворовой территории не существует. Водители ориентируются на законы, регламентируемые проезд по жилой зоне.

Итак, что должен знать управляющий транспортным средством:

  • Скорость не должна быть выше 20 километров в час.
  • Даже при отсутствии знака «Велосипедное движение» велосипедист имеет преимущество перед другими ТС (но не забываем, что самые главные – пешеходы).
  • Не разрешается оставлять заведенный автомобиль без движения дольше, чем на 5 минут. Решил постоять – глуши двигатель.
  • Запрещается проезжать и парковаться на газонах.
  • Наложен запрет на учебную езду.
  • Не допускается стоянка грузового транспорта, масса которого превышает 3,5 тонны. Для этого предусмотрены спецстоянки.
  • Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу другим транспортным средствам.

Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе

Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.

Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.

Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.

В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.

Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.

Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.

  1. В ДТП на пешеходном переходе в большинстве случаев виновным признают водителя, т.к. он управляет “средством повышенной опасности”.
  2. Виновник за наезд на пешехода на пешеходном переходе несет административную, гражданскую и уголовную ответственность. Возможные наказания: лишение водительских прав, штраф, арест, лишение свободы, исправительные работы.
  3. За оставление места ДТП водителю грозит более строгое наказание.
  4. Не отпускайте пострадавшего пешехода, даже если он не имеет претензий и отлично себя чувствует. Вызовите ГИБДД, чтобы зафиксировать происшествие.
  5. Плохое освещение дороги, нетрезвое состояние пешехода, гололед и другие факторы важно отразить в протоколе. Они могут смягчить виновность, но не освободят от наказания.
Читайте также:  Почти на 12% вырастут социальные выплаты на Ставрополье

Как избежать ответственности?

Для нашего общества стереотипным является мнение, будто у водителя нет никаких шансов избежать обвинительного приговора при наезде на пешехода. Подобная позиция, как правило, объясняется недоверием к российскому правосудию и приводит к неграмотному поведению после инцидента. На самом деле ответственность водителя наступает только в том случае, если его вина в дорожном происшествии будет доказана.

Чтобы отстоять свою невиновность, автомобилисту придется постараться. И прежде всего ему необходимо предпринять ряд мер сразу после совершения наезда. Даже опытный юрист вряд ли сможет помочь водителю, который не потрудился собрать доказательства своей невиновности:

  • Первым делом после наезда водитель обязан оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
  • После этого ему необходимо зафиксировать обстановку места происшествия и собрать контактные данные свидетелей.
  • При наличии в районе столкновения камер наблюдения нужно направить запрос на получение записи в Центр телеавтоматического управления движением автотранспорта. Это желательно сделать как можно скорее, поскольку видеозаписи хранятся всего 3 дня, и в случае промедления вы рискуете потерять ценное доказательство своей невиновности.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать.

Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Важное уточнение заключается в том, как реагировать на паническое поведение пешехода на дороге. К примеру, если резко отвернуть в сторону от пешехода, но вылететь на полосу встречного движения и там убить водителя и пассажиров встречного автомобиля или других пешеходов, то суд расценит это как более тяжкую аварию.

Выбирать приходится из двух зол: лучше “поймать” на капот и лобовое стекло одного пешехода, чем двух, трёх и даже пятерых людей с полосы встречного движения. С точки зрения ПДД, инспекторов и суда, который обязательно будет, если пешеход получил травмы или скончался, экстренное торможение — единственное правильное и законное решение водителя.

ВАЖНО! Никакие звуковые сигналы, дальний свет или отборный мат не спасут водителя от тюрьмы. Первое, что нужно делать, если на дорогу выбежал пешеход, — применить экстренное торможение. А вот после того, как педаль тормоза будет утоплена и машина начнёт тормозить, можно “гудеть” сигналом и переключить свет в “дальний” режим. Ещё раз — сначала торможение, потом всё остальное. Это принципиально важный момент, реализовать который на практике и рассказать о котором инспекторам нужно именно в такой последовательности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *