Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Высчитать СГОЗ. Доведенное финансирование — 2 млн руб. Из них вычтите зарплату — 500 тыс. руб., налоги 400 тыс. руб. и стоимость долгосрочных контрактов — 100 тыс. руб. СГОЗ на закупки составляет 1 млн руб.

Зачем проводится запрос коммерческих предложений

Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.

Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:

  1. Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
  2. к закупке привлекаются надежные поставщики;
  3. запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.

В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).

Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ

На первом этапе госзакупок информация о закрытом конкурсе публикуется на официальном сайте.

Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ должно отражать следующие данные:

  1. Сведения о заказчике и цели контракта, условия участия в торгах:
    • название организации, фактический и юридический адрес, подробные контакты лиц, ответственных за тендер;
    • краткие условия контракта, требования к предмету госзакупки, количество товаров (услуг), место их доставки (объект для проведения работ), сроки выполнения договора;
    • ИКЗ (идентификационный код закупки);
    • ограничения в подборе исполнителей (поставщиков) согласно 44-ФЗ;
    • условия регистрации заявок на закрытый конкурс по запросу котировок (порядок, место проведения, срок);
    • обоснование начальной стоимости контракта;
    • сведения о потребности в обеспечении выполнения договора и его сумме;
    • полный список документов, необходимый для участия в госзакупке по 44-ФЗ;
    • компания-участник и ее учредители (либо генеральный директор – основатель фирмы в одном лице) не должен числиться в базе ненадежных исполнителей или поставщиков (опционально). Это требование также вносится в извещение.
  2. Форму заявки на участие в закрытой государственной закупке (запросе котировок по 44-ФЗ), включая электронный образец.
  3. Данные о времени и месте вскрытия конвертов, о доступе к онлайн-заявкам.
  4. Сведения о тех, кто отвечает за оформление контракта по итогам тендера, а также порядок заключения договора в ситуации, когда победитель конкурса уклоняется от подписания бумаг.
  5. Условия одностороннего отказа от выполнения договора также должны быть внесены в извещение о запросе котировок по 44-ФЗ.
  6. Льготы для подрядчиков, предусмотренные статьями 28–30 44-ФЗ (привилегии пенитенциарным учреждениям, организациям инвалидов, некоммерческим структурам социальной сферы, субъектам малого предпринимательства).
  7. Проект контракта (прилагается к извещению по 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса котировок по 44-ФЗ

Чтобы процедура размещения госзаказа данным способом была понятней, попробуем разбить ее на несколько ступеней.

  1. Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ размещается в открытом доступе не позднее семи рабочих дней (и ранее) до завершения срока регистрации заявок, если сумма контракта не превышает 500 000 руб.
  2. Одновременно с извещением размещается проект контракта, для подписания которого организован данный тендер. Законом 44-ФЗ установлено, что в период подачи заявок публикация находится в открытом безвозмездном доступе.
  3. Известив общественность о проведении госзакупки, заказчик может сделать запрос котировки у фирм или физических лиц (не менее трех), которые оказывают нужные услуги или поставляют подходящие товары.
  4. Организациям, которые работают за рубежом, для проведения тендера по 44-ФЗ не следует публиковать извещение на официальных ресурсах. Заказчику достаточно запросить цены на товары (услуги) у нескольких поставщиков или подрядчиков (не меньше трех). При этом стоимость контракта не ограничена.
  5. В соответствии с 44-ФЗ отдельные правила установлены для извещения запроса котировок на приобретение товаров первой необходимости для оказания скорой, неотложной и экстренной специализированной помощи или поддержки жизнеобеспечения людей. По закону котировки могут собирать для государственных закупок продуктов питания, топлива, медикаментов и оборудования для скорой медицинской помощи, прочей продукции для создания приемлемых условий жизни, иногда даже с превышением лимита в случаях, когда:
    • подан и удовлетворен судебный иск о разрывании контракта из-за его невыполнения;
    • орган, контролирующий государственные закупки, распорядился отменить итоги конкурса (аукциона), чтобы искать подрядчика с помощью извещения о запросе котировок по 44-ФЗ (причиной этого решения может стать заявление заказчика, на подачу которого отводится десять суток со дня выдачи распоряжения).
    • заказчик аннулировал подписанный контракт в одностороннем порядке.

    Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП

    Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:

    • электронный способ передачи данных;
    • минимум времени на подготовку заявки;
    • отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
    • нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.

    К недостаткам можно отнести:

    • обязательно наличие усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи и аккредитации на ЭТП;
    • высокая конкуренция, так как участники могут быть из других областей.

    Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.

    Рассмотрение и оценка заявок на участие

    Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок опирается на нормы ст. 78 44-ФЗ. Порядок рассмотрения поданных заявок на участие в бумажный запрос котировок опирается на следующие положения:

    1. В обозначенный день котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие. При желании участники запроса котировок могут присутствовать при процедуре вскрытия конвертов на участие в закупке, и заказчик должен предоставить им данную возможность (по ч. 2 ст. 78 44-ФЗ).
    2. Перед вскрытием конвертов с заявками на участие котировочная комиссия объявляет о возможности подачи заявок другими участниками. Но если участник уже ранее подал заявку и не отозвал ее, то все его заявки на участие в запросе котировок не рассматриваются и возвращаются.
    3. Заказчик должен обеспечить процесс аудиозаписи вскрытия конвертов. В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. Если две и более заявок содержат одинаковые цены, то побеждает участник, сделавший предложение первым.

    Электронный запрос котировок в 2022 году

    Электронный запрос котировок (далее – ЗКЭФ) обновился с 1 апреля 2021 года. И вновь обновленный формат — с 01.01.2022 года:

    1. Годовой лимит закупок таким способом увеличился с 10% до 20% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Но, если прошлогодний СГОЗ (за 2021 год) меньше 500 млн. руб., лимит составит 100 млн. руб.

    2. ЗКЭФ можно провести, если НМЦК не выше 3 млн. руб.

    3. Независимо от НМЦК и СГОЗ запрос котировок в ЭФ в случаях, указанных в ч. 10 ст. 24 Закона 44-ФЗ (далее – Закон), заказчик вправе проводить при осуществлении:

    • а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если возникли осложнения (контрольным органом выдано предписание об устранении нарушения, либо арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, либо расторгнут ранее заключенный контракт на поставку таких товаров);
    • б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом расторгнутого контракта на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона;
    • в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
    • г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии;
    • д) закупок спортивных инвентаря, оборудования, экипировки, необходимых для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки сборных команд РФ, субъектов РФ к спортивным соревнованиям;
    • е) закупок услуг по защите интересов РФ за рубежом;
    • ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
    • з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    4. Если при таких закупках НМЦК составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случаев закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31) устанавливает дополнительное требование к участникам по части 2.1 ст. 31 Закона (на сумму не менее 20% НМЦК).

    5. Заказчик вправе внести изменения в извещение не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.

    Сроки проведения запроса котировок в электронной форме

    срок размещения в ЕИС извещения — не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок (п. 3 ч. 3 ст. 42 Закона);

    — срок рассмотрения заявок — не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов, установленной извещением (ч. 3 ст. 50 Закона);

    — срок заключения контракта по результатам проведения запроса котировок — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником действий, направленных на заключение контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона).

    Порядок заключения контракта с победителем запроса котировок в электронной форме

    Контракт заключается в электронной форме с использованием функционала ЕИС и ЭП. Порядок – общий с учетом особенностей.

    В течение трех часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола — сформировать и разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) проект контракта (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона).

    В течение рабочего дня, следующего за днем подписания победителем проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50, п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона) — разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) подписанный электронной подписью контракт.

    Внимание! При заключении контракта по итогам ЗКЭФ участник не вправе формировать протокол разногласий (п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона).

    Заказчик должен признать победителя уклонившимся от заключения контракта, если он вовремя не подписал и не разместил на ЭП проект контракта и документы, подтверждающие обеспечение исполнения контракта (кроме случаев, предусмотренных Законом) (п. 1 ч.

    6 ст. 51 Закона). Не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения победителем таких действий, заказчик формирует в ЕИС протокол об уклонении победителя закупки от заключения контракта, подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС.

    Электронный запрос котировок признается несостоявшимся (ч. 1 ст. 52 Закона)

    ТОЛЬКО ОДНА ЗАЯВКА НЕТ ЗАЯВОК ОТКАЗ ОТ КОНТРАКТА
    П. 1) подана по окончании срока подачи заявок; П. 2) соответствует требованиям, установленным в извещении по результатам рассмотрения заявок; П. 3) не подано ни одной заявки по окончании срока подачи заявок. П. 4) комиссия отклонила все заявки по результатам рассмотрения; П. 5) все участники закупки, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта; П. 6) заказчик в соответствии с частями 9 и 10 ст. 31 Закона отказался от заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку (или признанную единственной соответствующей требованиям извещения).
    Заказчик формирует протокол (ч. 7 ст. 52)

    Протокол рассмотрения заявок

    Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются в виде протокола, в котором указываются сведения обо всех участниках запроса, а также о заказчике, условиях контракта, победителе и его цене и участнике, занявшем второе место. Помимо этого, в протокол вносятся сведения обо всех отклонённых заявках и мотивированные отказы на них по 44-ФЗ.

    Протокол подписывается в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр остаётся у заказчика, а другой размещается в ЕИС в день составления.

    Критерием выбора победителя является предложенная цена. Для определения участника, занявшего первое место, все заявки располагаются в порядке возрастания стоимости. Соответственно заявка победителя будет под первым номером.

    Участие в запросе котировок в электронной форме: сроки и этапы

    В течение одного часа, после окончания срока подачи, оператор электронной площадки направляет заказчику все поданные заявки и документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

    На следующий день котировочная комиссия начинает рассматривать заявки. Этот процесс занимает 1 рабочий день. В результате определяются соответствующие и несоответствующие котировки, а результаты фиксируются в протоколе рассмотрения заявок.

    Затем, не позднее окончания срока рассмотрения заявок, заказчик направляет протокол проведения запроса котировок в электронной форме оператору ЭТП. Оператор, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер – по мере увеличения предложенной в них цены контракта, т.е. от большего к меньшему.

    Заказчик может отменить запрос котировок без объяснения причин не менее, чем за два дня до объявления результатов процедуры. В таком случае он обязан уведомить участников путём размещения соответствующей информации в открытом доступе.

    Для отмены в обязательном порядке издаётся приказ, где указывается вся информация об отменённом запросе. Он также должен быть опубликован в общем доступе.

    После принятия решения об отмене заказчик обязан в течение суток изменить свой план-график закупок. Запрос котировок считается отменённым с момента публикации соответствующего уведомления.

    Запрос котировок — это не самая распространённая, но довольно удобная процедура, позволяющая быстро определить поставщика. Требования к её проведению во многом мягче, чем к аукциону или конкурсу, поэтому в ближайшее время стоит ожидать увеличение количества закупок, для которых выбор поставщика будет происходить именно таким образом.

    Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии

    Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

    Почему заявку могут отклонить:

    • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
    • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
    • сам участник не соответствует требованиям;
    • не представлены документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нацрежима;
    • участник закупки относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включённых в перечень, определённый Правительством РФ;
    • независимая гарантия не соответствует установленным требованиям.

    Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс

    Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:

    1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

    – когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
    – если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.

    2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:

    – конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
    – для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

    Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.

    Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.

    Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии

    В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.

    Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

    Основания для отклонения заявки участника:

    • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
    • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
    • не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
    • сам участник не соответствует требованиям;
    • отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *