Инкотермс / Базис поставки FOB

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инкотермс / Базис поставки FOB». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Разница между условиями поставки FOB и CIF — в обязанности перевозки товара на судне до порта назначения и страхования.
Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.
По базису поставки CIF Инкотермс 2010: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта разгрузки.
Отличия условия поставки FOB от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

Когда лучше использовать условия FOB

Так как FOB предполагает поставку на борт судна, то целесообразно использовать этот термин в следующих случаях:

  • Продавец имеет возможность с минимальным риском и затратами выполнить транспортировку товара и его загрузку на судно. Например, выгодно реализовывать продукцию таким образом организациям, расположенным в непосредственной близости к портовым городам или наладившим эффективную логистику до порта.
  • Товар реализуется насыпью, в мешках и в другой упаковке, не требующей его заключения в контейнер, т.к. удобнее, чтобы в последней ситуации ответственность и риски за продукцию переводились на покупателя уже в момент загрузки контейнера для доставки в порт.
  • Покупатель арендует целое судно либо заказывает чартерный рейс. При больших объемах внешнеторгового оборота выгодно осуществлять поставку на условиях FOB.

Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани.

На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.

Важно в договоре обозначить сроки загрузки на судно и ответственность сторон при неисполнении обязательств. Так, поставщик несет убытки, если покупатель своевременно не обеспечил транспорт, а груз уже прибыл в порт. Нужно платить за его хранение. Бывает и обратная ситуация: судно в условленном месте, а груз не прибыл. Если не обозначить в договоре этот момент – покупателю придется нести лишние расходы.

Оплата по предоставлению информации

По запросу Продавца Покупатель должен предоставить ему информацию и документы, если это не коммерческая тайна. Для сотрудничества будет полезно отправить оплаченные Покупателем копии документов, если предполагается, что эти документы должны иметься у обеих сторон.

Со стороны Продавца должна быть предоставлена помощь в получении документов и информации, но расходы на это несет покупатель, кроме экспортной очистки и соответствующих документов. INCOTERMS FOB — отличный базис, служащий помощью в организации международных перевозок. Но, несмотря на это, контракт все равно должен быть подробно и просто прописан.

Читайте также:  Все тонкости развода во время беременности

Стоит избегать запутанных формулировок. Любая попытка усложнить договор не идет в пользу ни одной стороне, а скорее вызывает недоверие.

Понимание разницы между доставкой и отправкой при доставке на условиях FOB

При международной доставке транспортные расходы начисляются в разной сумме.

Грузоотправители должны правильно учитывать эти расходы, чтобы соответствовать международным правилам, положениям и стандартам доставки.

Существует две основные классификации фрахтовых расходов при доставке FOB, а именно: фрахт-вход и фрахт-аут.

Фрахт-в относится к тому, когда покупатель несет ответственность за доставку (происхождение FOB).

В этом случае покупатель несет расходы по доставке, а также регистрирует их как фрахт.

Когда продавец несет ответственность за доставку (пункт назначения FOB) и несет расходы по доставке, это считается вывозом.

Для продавца эта стоимость является операционным расходом и отражается в его отчете о прибылях и убытках.

Различия между Freight-In и Freight-Out довольно очевидны.

Принципы бухгалтерского учета требуют, чтобы продавцы регистрировали операционные расходы, когда они несут за них ответственность.

С другой стороны, покупатели могут включить те же расходы в себестоимость товаров.

Однако, если покупатель не включает товары в запасы, он должен соответственно списать стоимость.

При согласовании условий продажи обе стороны должны согласовать свои обязательства.

Они должны выяснить, кто будет нести ответственность за доставку.

Пожалуйста, обратите внимание, что фрахт-в- и фрахт-аут во время доставки FOB должны быть соответствующим образом классифицированы.

В противном случае это может повлиять на валовую прибыль вашего бизнеса.

При доставке на условиях FOB, как и при других формах международной доставки, всегда важно учитывать, как расходы относятся на расходы.

Как продавец, вы всегда должны учитывать расходы как операционные расходы.

С другой стороны, покупатель должен учитывать эти расходы в себестоимости проданных товаров (COGS).

То есть, если вы включаете товары в инвентарь.

Распределение расходов и ответственности согласно FOB

Расходы на погрузку и перевозку, а также на импорт и экспорт отталкиваются от франко-места. Все, что до доставки на эту точку, осуществляется Продавцом, а после погрузки на судно все обязанности берет на себя Покупатель. С возможными рисками также: до поступления груза на борт они принадлежат продающей стороне, а после — Покупателю.

Если с грузом что-то случается во время погрузки, то судно может не принимать на борт такой груз. В этом случае ответственность остается на Продавце. Если поврежденный груз принят, то ответственность переходит на Покупателя, который теперь будет вынужден сам разбираться с транспортной компанией.

Как оплатить пошлину при доставке частными перевозчиками

По запросу ФТС такие перевозчики, как DHL и UPS, запрашивают данные для декларирования у покупателя и передают их в специальный реестр таможенной службы.

  1. После оформления заказа в магазине покупателю приходит сообщение от сервиса доставки со ссылкой на регистрацию в личном кабинете, где нужно указать данные о себе и о покупке: паспортные данные, ИНН, телефон и электронную почту, по которым можно связаться, если возникнут вопросы, ссылки или скриншоты с сайта, на которых видны название и цена товара в момент покупки.
  2. Когда товар окажется в России на таможне, покупателю придет сообщение о том, что нужно оплатить пошлину. Таможня не выпустит посылку, пока не увидит платеж.
  3. Дополнительно потребуется оплатить таможенный сбор 250 рублей и, возможно, комиссию.

Круг обязанностей получателя согласно FOB Инкотермс 2010

Получатель (покупатель) не обязан составлять договор о страховании, но должен заключить контракт на транспортировку. Кроме того, в круг обязанностей получателя входят:

  • Выплата поставщику положенной за товар суммы по договору.
  • Получение лицензии и прочих документов для провоза груза через транзитные государства, а также для ввоза (импорта) продукции в страну получателя.
  • Прием груза от поставщика.
  • Прием всех рисков по обеспечению сохранности груза на себя в момент перехода его через поручни указанного судна, в указанном порту, и в заранее оговоренное время (при его соответствии заявленным характеристикам и внешнему виду, наличии маркировки и т.п.).
  • Прием рисков на себя при истечении срока доставки в случае невыполнении условия извещения поставщика о приемке, или по вине перевозчика, не обеспечившего своевременный приход транспортного судна в порт.
  • Обеспечение оплаты всех работ, связанных с оформлением ввоза, таможенных и иных пошлин, а так же ситуаций, связанных с несвоевременным приходом судна в порт.
  • Отправка уведомления поставщику о времени, порте погрузки и наименовании судна.
  • Прием доказательств отправки груза от поставщика.
  • Инспектирование груза за собственный счет кроме случаев требования инспекции со стороны государства отправителя.
Читайте также:  Компенсация неиспользованного отпуска при увольнении

В случае, если покупатель пользовался услугами продавца cогласно FOB Инкотермс 2010, по которой данные услуги не должны предоставляться в обязательном порядке, он должен возместить сумму расходов продавцу. В целом, данный способ транспортировки и распределения рисков и затрат является простым, понятным и полностью прозрачным.

Не подошли данные условия поставок? Весь перечень терминов Инкотермс 2010.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ.

Основные цели валютного контроля в том, чтобы не допустить утечки капитала за рубеж и не допускать незаконных операций. Банк проверяет каждую операцию на предмет соблюдения законодательства и может запросить необходимые документы или информацию.

Сразу уточню, у банка нет цели «вставить палки в колеса», скорее наоборот, банк заинтересован в развитии бизнеса для своих клиентов и оказывает всестороннюю поддержку на всех этапах.

Давайте рассмотрим одно из самых важных требований валютного законодательства — репатриацию валютной выручки.

«Репатриация» означает возвращение на родину. То есть, экспортер обязан получить на свои счета в банке валютную выручку за экспортированный товар, а импортер – обеспечить возврат денежных средств, перечисленных за товар в виде авансовых платежей, если товар так и не был поставлен. Банк следит за тем, чтобы деньги всегда возвращались на родину в установленные сроки, в том или ином виде.

Что это за сроки, и как на них влиять, рассмотрим далее.

Круг обязанностей получателя согласно FOB Инкотермс 2010

Получатель (покупатель) не обязан составлять договор о страховании, но должен заключить контракт на транспортировку. Кроме того, в круг обязанностей получателя входят:

  • Выплата поставщику положенной за товар суммы по договору.
  • Получение лицензии и прочих документов для провоза груза через транзитные государства, а также для ввоза (импорта) продукции в страну получателя.
  • Прием груза от поставщика.
  • Прием всех рисков по обеспечению сохранности груза на себя в момент перехода его через поручни указанного судна, в указанном порту, и в заранее оговоренное время (при его соответствии заявленным характеристикам и внешнему виду, наличии маркировки и т.п.).
  • Прием рисков на себя при истечении срока доставки в случае невыполнении условия извещения поставщика о приемке, или по вине перевозчика, не обеспечившего своевременный приход транспортного судна в порт.
  • Обеспечение оплаты всех работ, связанных с оформлением ввоза, таможенных и иных пошлин, а так же ситуаций, связанных с несвоевременным приходом судна в порт.
  • Отправка уведомления поставщику о времени, порте погрузки и наименовании судна.
  • Прием доказательств отправки груза от поставщика.
  • Инспектирование груза за собственный счет кроме случаев требования инспекции со стороны государства отправителя.

Данная категория платежей характерна и для экспорта, и для импорта. Основной таможенный сбор, который придется заплатить всегда при подаче декларации — сбор за оформление. Его величина напрямую зависит от стоимости товара по декларации. За товары по одной декларации стоимостью менее 200 000 рублей вы будете должны заплатить минимальную сумму — 500 рублей. Если же стоимость товаров свыше 10 000 000 рублей, тогда вы заплатите 30 000 рублей. Однако, если вы будете подавать декларацию в электронном виде, то получите скидку 25% на оформление. Соответственно, размер этого сбора будет варьироваться в пределах 375–22 500 рублей.

Также существует сбор за сопровождение. Его оплата актуальна только в том случае, если вам требуется транспортировка товара по территории страны под таможенным контролем. Для автомобильного и железнодорожного транспорта сумма сбора зависит от расстояния.

Если контроль нужен на протяжении 50 км — заплатите 1 000 рублей, если контроль нужен на протяжении более 200 км — ставка составит 1 000 рублей за 100 км, но не менее 6 000 рублей. А вот если контроль требуется для перемещения товаров на водном и воздушном транспорте, то, независимо от расстояния, придется заплатить 20 000 рублей.

Читайте также:  Заполнение 2-НДФЛ с выплат при увольнении сотрудника в 2023 году

И последний сбор — за хранение. Он применим, когда требуется хранение товара на складе таможни. Ставка за 100 кг составит 1 рубль в сутки. Если же требуется специально оборудованный склад, то стоимость хранения повышается в два раза.

Поставка CIP — Фрахт/перевозка и страхование оплачены до….

Означает, что продавец поставил товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берёт на себя все риски и любые дополнительные расходы по доставки таким образом товара.

Однако по условиям поставки CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям поставки CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием.

В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом перевозчик понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара на попечение первого перевозчика. По условиям поставки CIP на продавца возлагается обязанности по таможенной очистки товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Обязанности по базисным условиям поставки CIP (СИП)

Согласно базисным условиям поставки CIP в правилах Инкотермс 2020, продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для страхования и доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на покупателя расходы по доставке товара до места назначения целесообразно использовать правило FCA Инкотермс 2020.

Базис CIP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Также продавец может самостоятельно, собственным транспортом доставить товар покупателю, без заключения договора перевозки.

Условия поставки CIP Инкотермс 2021 требуют, чтобы продавец отгрузил товар своему перевозчику. Продавец должен выполнить экспортное таможенное оформление, а покупатель должен выполнить импортное таможенное оформление. Правила CIP требуют, чтобы продавец взял на себя ответственность за заключение договора на перевозку до согласованного места назначения, без выгрузки товара с транспортного средства.

Если доставка в пункт назначения должна произойти после того, как покупатель выполнит необходимую импортную таможенную очистку, и возникнет задержка при выполнении таможенного оформления, то тогда стоимость хранения товара на таможенном складе будет за счет покупателя, всегда предполагая, что продавец предоставил покупателю необходимые документы вовремя.

Продавец должен на свой риск и за свой счет выполнять все формальности по оформлению экспорта, требуемые страной экспорта, такие как лицензии или разрешения, оформление безопасности на экспорт, осмотр перед отправкой, и любые другие разрешения или одобрения. Кроме того, поскольку пункт доставки в базисе поставки CIP находится в стране-импортере, продавец также должен выполнить и оплатить все формальности, требуемые любой страной транзита, до того, как эта поставка произойдет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *