Нормативные основы защиты прав детства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативные основы защиты прав детства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

Документы, регламентирующие права детей в Российской Федерации

К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:

· Конституция Российской Федерации.

· Семейный кодекс Российской Федерации.

· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

· Федеральный закон об образовании.

· Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

· Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:

· Декларация прав ребенка.

· Конвенция ООН о правах ребенка.

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Международно-правовая защита прав ребенка

Анализ международно-правовых документов в сфере прав и свобод человека показывает, что семья, материнство и дети пользуются особым покровительством международного сообщества. «Материнство и младенчество, — провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, — дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Особые права несовершеннолетних и из зашита закреплены во многих международных конвенциях, как универсального., так и регионального характера. Например, в Конвенции относительно принудительного или обязательного труда, принятой генеральной конференцией Международной организации труда (МОТ) в 1930 г., установлено, что принудительному или обязательному труду могут быть привлечены только взрослые трудоспособные лица мужского пола, возраст которых составляет не ниже 18 лет. Ученики освобождаются от принудительного труда.

Механизм защиты прав ребенка в России

Выше отмечалось, что 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла единогласно Конвенцию о правах ребенка. Дальнейшие шаги, предпринимаемые присоединившимися к Конвенции странами, должны в соответствии со статьей 4, относиться к области совершенствования национального законодательства в целях создания механизма защиты прав детей. В соответствии с этим предписанием многие страны приступили к практической реализации этой Конвенции. Так, в Германии был принят Закон о помощи детям и молодежи и в настоящее время действует довольно активно. Финляндия принимает специальный Закон об охране прав и интересов детей, а в Бразилии правам детей посвящены отдельные положения нового основного закона государства. Определенная работа в этой области проводилась и проводится в других странах, в том числе и в России.

Читайте также:  Отдельные платёжные поручения по налогам в 2023 году: ответ ФНС

В 1990 году, буквально через год, Конвенция о правах ребенка была ратифицирована нашей страной. Позже, уже в 1998, 24 июля в России был принят Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка, а с 3 августа этого же года он почти в полном объеме вступил в силу.

Однако сегодня состояние дел в области охраны прав ребенка в России оставляет желать лучшего. Поэтому необходимо усилить законодательство в области регулирования механизма защиты прав ребенка. Ведь не секрет, что насколько эффективно защищены права детей в государстве, зависит, несомненно, и будущее самого государства.

Следует признать, что важнейшее конституционное право человека — право на охрану жизни и здоровья, прежде всего детей, в Российской Федерации не обеспечиваются. Достаточно указать на гибель детей от неестественных причин (убийства, несчастные случаи, травмы, насильственных преступлений, пьяных конфликтных ситуаций). Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми и т.д.

Статья 3 Конвенции ООН о правах ребенка устанавливает, что «во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Часть 2 этой статьи возлагает на государства- участники обязанность «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Российская Федерация в настоящее время не выполняет указанных требований Конвенции. Частично это связано с пробелами в действующем законодательстве, не позволяющими государству в лице социальных служб активно вмешиваться в угрожаемую семейную или конфликтную ситуацию для защиты прав детей. Закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» также не позволяет осуществлять необходимое профилактическое вмешательство. Нужна законодательная база для своевременного профилактического воздействия на семью.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Защита прав детей оставшихся без родителей

Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то защиту его прав может осуществлять опекун, приемный родитель либо организация, в которых ребенок находится, например, детский дом.

Ребенок может остаться без родителей по причине их смерти, а также «остаться без родителей», которые его бросили, не проживают с ним и не занимаются его воспитанием.

Также защиту прав детей в подобных ситуациях могут осуществлять органы прокуратуры, органы опеки.

Защита детей будет осуществляться путем устранения нарушений их прав, отстаивания интересов ребенка в суде, например, лишение родительских прав родителей или признание их недееспособными, ограничение в родительских правах, взыскание алиментов, обеспечение жильем ребенка, признании за ребенком права на наследство и т.д.

Какие существуют органы по защите прав детей

Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.

Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.

Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:

  1. органы опеки и попечительства;
  2. прокуратуру;
  3. комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.
Читайте также:  Как продать машину на запчасти и не стать фигурантом уголовного дела

На этих организациях нужно остановиться подробнее.

Основания для жалоб и обращений к уполномоченному по правам ребенка в России

Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.

В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:

  • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
  • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
  • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.

Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.

Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Законодательные основы

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.
Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Способы защиты прав ребёнка.

В практике с каждым днём всё чаще мелькает такой термин, как жестокое обращение с детьми. Это происходит не только со стороны случайных людей, но и со стороны опекунов, попечителей и даже родителей. Вследствие чего способы и методы защиты детских прав являются одной из важнейших тем. Эти вопросы имеют первостепенное значение, на разрешение которых и направлена социальная политика России.

Читайте также:  Новые автоштрафы в 2023 году: что ждет водителей

К сожалению, на сегодняшний день социальная политика нашей страны далеко не идеальна. Существует огромное количество проблем, затрагивающих защиту прав и интересов сирот, инвалидов и детей, живущих в неполной или неблагополучной семье. Основываясь на практике, можно сказать, что не происходит реализации профилактической работы для предотвращения злоупотребления своими правами со стороны родителей. В повседневной жизни родители, опекуны часто нарушают права ребёнка, не выполняя свои обязанности, связанные, с воспитанием, не учитывая мнение при решении вопросов, влияющих на жизнь ребёнка, используя запрещённые методы воспитания детей. Из-за этого достаточно тяжело исправить ситуацию и разрешить имеющиеся семейные проблемы.

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что организация защиты интересов несовершеннолетних, проживающих в Российской Федерации, сейчас в достаточно плохом состоянии, несмотря на постоянные попытки со стороны государственной власти наладить этот процесс. В законодательстве всё ещё даже не закреплено понятие защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Учитывая информацию, полученную на практике, органы ювенальной юстиции являются самыми эффективными органами защиты детства, со своими характерными особенностями. Орган ювенальной юстиции представляет собой федеральный орган, входящий в систему правосудия, компетенция которого заключается защите прав детей и подростков. Создан в целях:

— контроля исправления и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;

— проведения профилактики преступности детей;

— предоставление социальной защиты для семьи и несовершеннолетних.

Государство обязано выступать в качестве попечителя ребёнка. Это предполагает защиту несовершеннолетнего, как и от злоупотребления со стороны законных представителей, так и от негативного влияния от общества.

Особенность ювенальной системы в том, что это механизм, концентрирующий внимание не на правонарушения, совершаемые субъектом, а на личности нарушителя. Министерство реализует свои функции, защищая права и оказывая влияние на воспитание несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих в неполной семье. Государство поддерживает и развивает гражданское общество. Поэтому в социальной политике воспитание и образование подрастающего поколения становится приоритетным направлением. Органы власти и гражданского общества проводят мероприятия и принимают меры, реабилитирующие детей, попавших в трудную ситуацию, снижая риск в девиантного и отклоняющегося поведения ребёнка в будущем.

Исходя из всего вышесказанного, средства и методы защиты прав и интересов детей, обязанности государственных органов – одна из самых важных тем и проблем, которые должна решать социальная политика, используя свои методы, а именно, издавая нормативно-правовые акты.

Последние изменения, внесенные в закон о детях

ФЗ о детях в последний раз подвергался корректуре в 2016 году. Изменения внесли 28 декабря на основе N 465-ФЗ. Количество редактированных статей равняется трем. Минимальные поправки появились в статье под номер 5. Здесь был дополнен пункт первый, куда была включена фраза «об установлении основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей». Остальные статьи были отредактированы в большей степени, поэтому их суть мы изложим отдельно.

Статья 12

Регулирует аспекты, на основании которых исполнительными органами выполняется ряд мер, направленных на следующие задачи:

  • Контроль над деятельностью организаций, занимающихся предоставлением услуг по оздоровлению и созданиями условий для детского отдыха;
  • Контроль над соблюдением условий по безопасности в данных заведениях;
  • Контроль над выполнением основных положений закона в данной сфере;
  • Соблюдение условий для того, чтобы услуги подобных организаций оставались доступными.

К обязанностям данных организаций относятся:

  • Гарантия безопасности несовершеннолетних на период пребывания в вышеупомянутом учреждении;
  • Меры по обеспечению условий уюта;
  • Комплексное полноценное питание;
  • Трансфер к месту отдыха и обратный трансфер;
  • Соблюдение норм гигиены и санитарии;
  • Защита от террористической угрозы, включая присутствие в организациях отдыха представителей охраны и других служб обеспечения безопасности;
  • Профессиональный квалифицированный коллектив работников, взаимодействующих с детьми.

В статье упоминается обязанность органов власти и местного самоуправления оказывать данным организациям максимальную помощь для выполнения всех вышеперечисленных условий.

Статья 12.1

Оговаривает спектр полномочий, которыми наделяются федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за отдых и оздоровление детей, а именно:

  • Меры и проекты, разрабатывающие основы деятельности данных детских организаций;
  • Контроль над взаимодействием всех участников процесса, включая сами организации и органы власти местного и федерального значения;
  • Разработка и одобрение примерной организационно-правовой документации и методических изданий;
  • Деятельность по реализации проектов государственного масштаба в данной сфере;
  • Контроль над реестрами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *