Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.

Плюсы и минусы перевозки пассажиров

Существует и разделение транспорта на бюджетный, средний и люксовый классы. И услуги варьируются также исходя из этого фактора. Помимо стандартного извоза можно встретить специализированные варианты, например, такси для инвалидов. В таком случае такси дополнительно оснащается или укомплектовывается необходимыми средствами.

Есть те, кто работают с координаторами-диспетчерами, а также те, кто пользуются только GPS-навигаторами и ПО фирмы, которое автоматически рассчитывает стоимость поездки по километражу и простоям. У каждого предпринимателя свой подход.

Но посмотрим, какие основные достоинства и недостатки этого вида бизнеса можно выделить.

Выбор системы налогообложения

Налоговый режим лучше выбрать сразу. Если ИП не успеет вовремя подать заявление на выбранный налоговый режим, ИФНС автоматически поставит его на ОСНО. Это не самая выгодная система для такси: она требует подробной отчетности, и при этом нужно платить все основные налоги.

ИП по такси может выбрать любой из специальных налоговых режимов:

  1. Упрощенная система налогообложения. Большинство начинающих ИП выбирают УСН из-за сравнительно небольшой налоговой нагрузки и облегченного учета. Объект налогообложения можно выбрать самостоятельно. Базовые ставки составляют 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами. При этом региональные власти могут снизить их на свое усмотрение до 1% и 5% соответственно. Раз в год нужно подавать декларацию УСН, в остальное время — вести книгу учета доходов и расходов.
    На УСН есть свои ограничения. Так, доходы от такси не могут превышать 200 миллионов рублей, а максимальное количество сотрудников — 130.
  2. Патентная система налогообложения. Принцип ПСН в том, что ИП один раз оплачивает патент на определенный срок (от месяца до года) и в течение этого времени работает без уплаты налогов и сдачи отчетности. Стоимость патента рассчитывается по базовой ставке 6% (в некоторых регионах 4%) от максимально возможного дохода. Размер потенциального дохода местные власти определяют самостоятельно, а точная стоимость патента указана в региональных законах о патентной системе.
    Ограничения на ПСН — до 15 сотрудников по одному направлению деятельности и до 60 миллионов годового дохода.
  3. НПД. ИП вправе оформлять самозанятость и оказывать услуги перевозок. На этом режиме не нужно вести учет. Уплачивать налог необходимо ежемесячно до 25-го числа в приложении «Мой налог», которое автоматически передает сведения в ФНС.
    Но такая система подойдет только тем, кто планирует самостоятельно оказывать услуги такси. Нанимать сотрудников самозанятые не могут. А максимально доступный уровень дохода в год — 2,4 миллиона рублей.

Как оформить лицензию для ИП на такси

Кроме учредительных документов предпринимателя, для легальной работы в такси нужно получить лицензию. Речь идет о специальном разрешении на перевозки пассажиров.

Где оформляют этот документ:

  • в территориальных отделениях Министерства транспорта РФ;
  • в региональных транспортных департаментах.
  1. Самозанятыми могут стать как обычные физлица, так и ИП. Чтобы ИП перейти на самозанятость, им нужно отказаться от действующего спецрежима.
  2. Можно не отказываться от статуса ИП: вы получите все преимущества самозанятости и сможете без проблем работать с юрлицами, которым нужен расчетный счет, регистрировать товарный знак, получать любые лицензии и заключать договор с ФСС.
  3. С момента перехода на самозанятость ИП больше не должен платить страховые взносы, вести бухгалтерию, сдавать отчеты и использовать кассу. При этом он должен заплатить налоги и взносы и отчитаться за период, пока работал на другом спецрежиме.
  4. Стоит ли ИП переходить на самозанятость, зависит от вида деятельности, годового дохода и необходимости нанимать работников. На режиме самозанятости нельзя нанимать работников в штат и заниматься деятельностью, которая подпадает под запреты. Еще есть ограничение на суммарный доход — не более 2,4 млн рублей в год.
  5. Если, работая в статусе самозанятого, вы заработаете больше 2,4 млн рублей в год, статус самозанятого аннулируют. Налоговая сделает это в одностороннем порядке и пришлет уведомление в личный кабинет. В течение 20 дней нужно будет выбрать спецрежим, иначе переведут на общую систему налогообложения.
Читайте также:  Закупка товара у физлица: документы и НДФЛ

Подробнее о статусе «самозанятый»

Большинство водителей выбирают именно такой способ платить налоги. Плюс это нововведение. Поэтому расскажем подробнее.

В 2021 году в Московском регионе в тестовом режиме запустили специальный налоговый режим для самозанятых.

ИП с 2021 года может быть «самозанятым». Это способ остаться ИП и не платить взносы в ФСС и ПФ в размере ≈ 40 тыс. ₽

ИП не имеющие статус «самозанятый» платят в год 40 874 рублей (в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд). Перейти в статус самозанятого можно по заявлению в налоговую. Останется только зарегистрироваться в приложении «Мой налог».

Стать самозанятым при открытии ИП могут все граждане РФ и стран входящих в таможенный союз (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), работающие в Московском регионе.

Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели

Во все времена порядок уплаты дорожного налога для физических лиц (в т.ч. и ИП) одинаков, и 2021 год – не исключение. Вся процедура выглядит следующим образом:

  • Для предпринимателя сотрудниками ИФНС рассчитывается заранее сумма налога. Она зависит от налоговой ставки и количества лошадиных сил в автомобиле. Если транспортное средство входит в перечень дорогостоящих, к нему применяется повышающий коэффициент. Узнать список роскошных автомобилей можно на сайте Минпромторга, он обновляется ежегодно. Для обычной техники коэффициент не применяется. Сведения для расчета берутся налоговиками на основании данных, предоставленных ГИБДД, ведь именно там происходит постановка машин на учет и выдаются документы на них. Если автовладелец зарегистрировал технику в одном регионе, а затем переехал в другой, для расчета будут применяться ставки по месту регистрации.
  • ИП получает квитанцию. Она доставляется Почтой России по адресу регистрации самого предпринимателя. В организациях-юридических лицах все совершенно по-другому: там корреспонденция поступает по адресу нахождения предприятия.
  • Предприниматель оплачивает налог. Для этого можно использовать банковский терминал, личный кабинет на официальном сайте банка, выпустившего пластиковую карточку, а также электронные деньги. При желании можно посетить офис финансового учреждения и оплатить все наличными.

Во избежание недоразумений рекомендуется сохранять квитанции об оплате – они могут пригодиться, если при зачислении сумм была допущена ошибка или при незачете денежных средств самими налоговиками.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».

Система налогообложения

Индивидуальным предпринимателям сейчас доступна общая схема налогообложения, а также несколько спецрежимов со льготными условиями выплат налогов. Чтобы подобрать оптимальную систему, следует тщательно изучить условия каждой из них, проанализировать будущие расходы на оплату сборов и соответствие критериям каждого режима. Важную роль играет объем и формат отчетности. В некоторых ситуациях индивидуальный предприниматель сможет сам вести учет и отчитываться перед налоговиками, в других потребуется помощь профессионального бухгалтера.

Читайте также:  Областные пособия, предоставляемые семьям с детьми в 2023 году

Важно! Выбрать систему нужно в течение 30 дней с момента регистрации ИП. Важно проинформировать налоговиков о своем выборе с помощью специального уведомления.

ОКВЭД — это уникальный код, который бизнесмен выбирает при оформлении своей деятельности. Фактически кодовое обозначение требуется исключительно госорганам, специализирующимся на проверке деятельности служб такси.

Для выбора кодов следует воспользоваться утвержденным списком разновидностей экономической деятельности. Кодом 22 обозначается деятельность по перевозке пассажиров. Код 49.32 обозначает деятельность такси как основной вид, код 49.93.3 — нерегулярные перевозки пассажиров на сухопутном транспорте как дополнительный вид.

В момент первичной регистрации ИП основные и дополнительные виды работ фиксируются бесплатно. Впоследствии для добавления новых кодов взимается плата.

Ответственность за работу в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Кроме того, в последний день прошлого 2021 года депутаты внесли на рассмотрение законопроект № 69583-7, который ужесточает ответственность за деятельность без разрешения на такси. Пока ещё законопроект не прошёл даже первое чтение, но если он будет принят в предложенном варианте, то размеры административных санкций будут такими:

  • за перевозку пассажиров без разрешения на такси: 30 000 рублей на водителя, а при повторном нарушении – такой же штраф и лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев;
  • за передачу заказа на перевозку водителю, не имеющему разрешения на такси, диспетчерская служба наказывается штрафом от 350 000 до 450 000 рублей, а должностное лицо – на сумму 45 000 рублей (вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней).

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Агентские договоры с водителями

Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?

По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.

Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!). Получается, что услуг по перевозке не оказывает вообще никто? Чудесным образом пассажиры получают услугу по перевозке от неустановленных лиц? Контролерам это однозначно не понравится.

Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.

Читайте также:  Право «пожизненного» проживания в квартире

Перевозка пассажиров: за и против

Деятельность такси включает в себя перевозку людей и небольших грузов по указанному заказчиком адресу. Относится служба к общественному транспорту. Оплата производится после получения услуги в соответствии с тарифом и показаниям на счетчике. Для работы в такси допускаются только те автомобили, которые прошли технический осмотр и безопасны для пассажиров.

В некоторых компаниях транспорт подразделяют на представительский и бюджетный. Существуют специализированные службы такси, работающие только с определенной группой населения. Например, служба для перевозки инвалидов-колясочников укомплектовывается соответствующими автомобилями.

К работе в такси допускаются только те автомобили, которые прошли технический осмотр и безопасны для пассажиров.

Координируют передвижение таксистов диспетчеры, которые передают заказы водителям. Упрощает работу координаторов система GPS. Можно подключиться к единому диспетчерскому центру и осуществлять работу через него, но это обернется дополнительными расходами. В маленьких городах такого центра может просто не существовать.

В создании службы такси есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Такси как вид общественного транспорта не ограничено территорией, расстоянием и маршрутом – пассажира можно доставить в любую точку по его желанию.
  2. Владелец такси получает 70% чистой прибыли с каждой поездки.
  3. Работа есть в любое время года, и даже кризис мало сказывается на количестве пассажиров.

Минусы:

  1. Поездка в такси стоит дороже, чем в общественном транспорте, и не любой человек может себе ее позволить.
  2. Не всегда время ожидания машины соответствует заявленному, и пассажиры предъявляют претензии (пробки, загруженность дорог в праздники, человеческий фактор).
  3. Много водителей, работающих без лицензии, создает конкуренцию предпринимателю.

Несмотря на недостатки, бизнес может стать выгодным, если правильно подойти к делу. Начинать нужно с анализа конкурентов, составления бизнес-плана и оформления необходимых документов.

Как платит налоги ИП-таксист

Предпринимательская деятельность в сфере пассажирских перевозок доступна практически каждому человеку, обладающему автомобилем и небольшим количеством средств. Для того чтобы иметь возможность перевозить людей, необходимо, прежде всего, открыть индивидуальное предприятие. Действовать нужно исключительно в рамках закона.

Иметь лицензию или нет — индивидуальное решение каждого будущего таксиста. Конечно, предприниматель может совершать деятельность без лицензии, но ее отсутствие не дает возможности совершать работу на постоянной основе. Обычно лицензия на совершение пассажирских и грузовых перевозок выдается на 5 лет.

Варианты оформления документов

Если вы решили предоставлять услуги по перевозке пассажиров и получать прибыль от ведения систематической деятельности, нужно открыть ИП и получить лицензию. Как видим, данная процедура требует много времени и усилий (от 5-6 недель).

Некоторые предприниматели не желают заниматься процедурой сбора всех разрешительных документов и перекладывают такие действия на плечи специализированных организаций. Такие юридические компании консультируют по всем вопросам, помогают выбрать оптимальный способ налогообложения и открыть ИП. За это взимается определенная плата (сумма зависит от концепции и ценовой политики данной организации, степени сложности и др.).

Какой тип налогообложения можно выбрать?

Индивидуальный предприниматель может сам определить для себя систему налогообложения. В 2020 году для предпринимателей такси, существует несколько видов налогообложения:

  • Основная система налогообложения (ОСНО), где плательщик должен вносить в бюджет 13 % НДФЛ. Кроме того налог на добавленную стоимость 18%.И налог на имущество физических лиц 2%. Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку.
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Сумма налога на ИП будет определена исходя из посадочных мест автотранспорта, которые эксплуатируется для перевозки пассажиров.
  • Патентная система налогообложения (ПСН). Данная система работает за счет купленного патента. В городах, где нет возможности работать в рамках налоговой системы ЕНВД, данный вариант может стать альтернативным. Налог рассчитывается исходя из количества транспортных средств.
  • Упрощенная система налогообложения (УСН). Есть два типа налога: УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы». УСН «Доходы» – 6% от всех доходов предпринимателя. УСН «Доходы минус расходы» составляет 15%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *