Нюансы учета особо ценного имущества АУ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы учета особо ценного имущества АУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Распоряжение особо ценным движимым имуществом

• 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость). Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения. Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.

Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Для чего производится списание ОС?

Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.

В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.

Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

С Какой Суммы Считается Особо Ценное Имущество В Бюджетном Учреждении

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).

Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.

Нематериальные активы

Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения (НМА) учитываются на счете 0 102 20 000.

 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Принятие к учету (п. 15 Инструкции N 174н)
 1. Принятие к учету положительных 
результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ (в сумме произведенных затрат)
0 102 20 320 
0 106 22 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 2. Принятие к учету НМА по первоначальной 
стоимости, сформированной при их
приобретении, изготовлении хозяйственным
способом, а также увеличение стоимости НМА
в сумме работ по их модернизации
0 102 20 320 
0 106 22 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 3. Принятие НМА в рамках расчетов между 
головным учреждением и обособленными
подразделениями (филиалами) при закреплении
права оперативного управления, в том числе
при реорганизации
4 102 20 320 
4 304 04 320
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Извещение
(ф. 0504805)
 4. Принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных НМА
 (отражается по первоначальной стоимости):
 - при закреплении права оперативного 
управления в случаях, предусмотренных
законодательством РФ
4 102 20 320 
4 401 10 180,
4 210 06 660
 - при получении от резидентов РФ и 
физических лиц - нерезидентов РФ
2 102 20 320 
2 401 10 180
 - при безвозмездном получении от 
наднациональных организаций, международных
финансовых организаций
2 102 20 320 
2 401 10 152,
2 401 10 153
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 5. Принятие к учету НМА, выявленных при 
инвентаризации, отражается по рыночной
стоимости
0 102 20 320 
0 401 01 180
 Внутреннее перемещение, передача в эксплуатацию (п. 16 Инструкции N 174н)
 6. Внутреннее перемещение НМА между 
материально ответственными лицами
0 102 20 320 
0 102 20 320
 Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных
 средств (ф. 0306032)
 7. Передача в учреждении НМА в эксплуатацию
0 102 20 320 
0 102 20 320
 Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006). Кроме того,
необходимо внести в Инвентарную карточку (ф. 0504031) запись об изменении
 материально ответственного лица
 Выбытие (п. 17 Инструкции N 174н)
 8. Списание с учета по балансовой стоимости
0 104 29 420, 
0 401 10 172
0 102 20 420
 Документ-основание: Акт о списании объекта основных средств (кроме
автотранспортных средств) (ф. 0306003); Акт о списании автотранспортных
средств (ф. 0306004); Акт о списании групп объектов основных средств
 (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033)
 9. Передача НМА в рамках расчетов между 
головным учреждением и обособленными
подразделениями (филиалами)
0 304 04 320 
0 102 20 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Извещение
(ф. 0504805)
 10. Передача НМА в соответствии с законодательством РФ безвозмездно:
 - передача НМА органу власти, 
государственному (муниципальному)
учреждению, в том числе при прекращении
права оперативного управления (изъятия из
оперативного управления)
0 401 20 241, 
4 210 06 560
0 102 20 420
 - передача НМА в соответствии с 
законодательством РФ иным правообладателям,
за исключением органов государственной
(муниципальной) власти
2 401 20 240, 
2 401 20 242,
2 401 20 252,
2 401 20 253,
2 104 29 420
2 102 20 420
 - вложение НМА в уставной капитал 
некоммерческих организаций, созданных в
соответствии с действующим
законодательством РФ
2 104 29 420, 
2 215 00 000
2 102 20 420
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 11. Выбытие НМА при их продаже (передаче 
исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства
индивидуализации) (по балансовой стоимости)
0 104 29 420, 
0 401 10 172
0 102 20 420
 Уценка (дооценка) (п. 18 Инструкции N 174н)
 12. Отражение суммы уценки (дооценки) 
стоимости объекта основных средств и
начисленной амортизации, полученной в
результате переоценки
0 401 30 000, 
0 102 20 320
0 102 20 420,
0 401 30 000

Вложения в особо ценное движимое имущество

Вложения в особо ценное имущество учитываются на следующих аналитических счетах:

  • 0 106 21 000 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 106 22 000 «Вложения в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 106 24 000 «Вложения в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».
Читайте также:  Расчет взносов на травматизм в 2023 году в 1С
 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Принятие к бухгалтерскому учету хозяйственных операций по вложениям в
объекты основных средств, НМА и материальных запасов (п. 51 Инструкции
 N 174н)
 1. Приобретение (изготовление, 
строительство) (в том числе в сумме затрат,
связанных с выполнением научно-
исследовательских, опытно-конструкторских,
технологических работ)
0 106 21 310, 
0 106 22 320,
0 106 24 340
0 208 XX 660
0 302 XX 730
 2. Приобретение основных средств, 
материальных запасов по аккредитиву при
переходе права собственности на указанные
объекты в момент их отгрузки поставщиком
0 106 21 310, 
0 106 24 340
0 107 21 410,
0 107 23 440
 3. Принятие к учету сумм вложений в 
нефинансовые активы при передаче объектов,
в том числе объектов, не завершенных
строительством, в рамках расчетов между
головным учреждением, обособленными
подразделениями (филиалами)
0 106 21 310, 
0 106 22 320,
0 106 24 340
0 304 04 310,
0 304 04 320,
0 304 04 340
 4. Принятие к бухгалтерскому учету 
хозяйственных операций по законченным
объектам нефинансовых активов, законченным
объемам работ по достройке, реконструкции,
модернизации, дооборудованию объектов
нефинансовых активов
0 101 21 310 -
0 101 28 310,
0 102 20 320,
0 105 21 340 -
0 105 26 340
0 106 21 410,
0 106 22 420,
0 106 24 440
 5. Принятие к учету суммы произведенных 
вложений, сформированных при осуществлении
научно-исследовательских, опытно-
конструкторских, технологических работ,
результаты которых подлежат применению в
деятельности учреждения (по которым
получены положительные результаты)
0 102 20 320 
0 106 22 420
 6. Принятие к учету суммы произведенных 
вложений в создание опытных образцов,
полученных в ходе осуществления научно-
исследовательских, опытно-конструкторских,
технологических работ, результаты которых
подлежат применению в деятельности
учреждения (в случае, если получены
положительные результаты)
0 106 21 310, 
0 106 22 320,
0 106 24 340
0 106 22 420
 7. Отнесение произведенных вложений, 
сформированных при осуществлении научно-
исследовательских, опытно-конструкторских,
технологических работ, по которым не
получены положительные результаты, на
финансовый результат текущего финансового
года
0 401 10 172 
0 106 22 420
 8. Списание произведенных капитальных 
вложений в объекты основных средств и НМА,
связанных с их передачей иным организациям,
за исключением государственных и
муниципальных организаций, а также
физическим лицам
0 401 10 172 
0 106 21 410,
0 106 22 420
 9. Передача произведенных вложений в 
объекты нефинансовых активов в рамках
расчетов между головным учреждением,
обособленными подразделениями (филиалами)
0 304 04 310, 
0 304 04 320,
0 304 04 310
0 106 21 410,
0 106 22 420,
0 106 24 440
 10. Передача произведенных вложений в 
объекты нефинансовых активов при их
передаче государственным и муниципальным
организациям
0 401 20 241 
0 106 21 410,
0 106 22 420,
0 106 24 440
 11. Списание произведенных вложений, в том 
числе в объекты, не завершенные
строительством, уничтоженные в результате
стихийных и иных бедствий, опасного
природного явления, катастрофы
0 401 20 273 
0 106 21 410
 12. Списание произведенных вложений, в том 
числе в объекты, не завершенные
строительством, уничтоженные в результате
террористических актов, иных действий,
произведенных помимо воли учреждения как
правообладателя
0 401 10 172 
0 106 21 410

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Читайте также:  Пенсия в США: сколько кому платят

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Передача, списание имущества

Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

Стоит напомнить, что категория ОЦДИ не является новеллой федерального законодательства. Еще в 2006 году с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) и введением нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного появилась и такая категория, как ОЦДИ. В ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ ОЦДИ определяется как имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Подобное определение можно расценивать как недостаточно четкое и допускающее очень широкое толкование со стороны учредителя. К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное федеральным автономным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Перечень: на примерах

К списку особо ценного имущества всегда относят автомобильный транспорт. При этом не важна ни категория машины, ни ее стоимость по балансу. Также причисляют колесные, гусеничные машины, прицепы, тракторы.

На большинстве предприятий учетной политикой устанавливают границу в 50 тысяч рублей. Все имущество, оцененное в большую сумму, распоряжением руководителей с согласования учредителей относят к категории особо ценного. Здесь можно усмотреть расхождение с упомянутой ранее суммой в 200-500 тысяч: действительно, на практике часто прибегают к более низкой границе, что объяснятся особенностями практикуемого на бюджетных предприятиях бухгалтерского учета. Впрочем, подобное смещение границы лишь упрощает отчетность, а вместе с тем позволяет эффективно перераспределить ответственность, поэтому устоявшаяся практика ни у кого недовольства не вызывает.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *